Ошибки
в технике катания при обучении и их исправление по методике ЛИР-НЛИ
2007+дополнения 2009
Причины ошибок:
Технические причины (неправильная техника катания)
- незнание,
неумение, закатаные привычные ошибки. Психологические причины - страх.
Может иметь различные причины, иногда и объективные (например
неправильный выбор склона). Физиологические причины - возраст
и физподготовка человека будет влиять на технику.
Ошибки
переноса - опыт других видов спорта неправильно влияет.
Неправильный инвентарь - параметры
сноуборда могут помочь или помешать обучению.
Неправильный выбор склона - параметры
склона могут сделать невозможным изучение конкретного приема или помочь
освоить его.
Технические причины Стойка
Стойка является
важным элементом техники
катания - она закладывает фундамент Вашей техники, неправильная стойкамешает ехать
и поворачивать.
Основная стойка:
расслабленная
и прямая стойка, голеностопы, бедра и колени слегка согнуты,
вес распределен равномерно на обеих ногах, плечи и бёдра должны быть
слегка
повёрнуты в сторону движения (позиция +), смотреть вперед, руки слегка
согнуты в локтях - немного в стороны от корпуса.
Ошибки в
катании (по этапам обучения, методика НЛИ)
Часть 1
НАЧИНАЮЩИЕ
СПУСК
ПРЯМО (с пологой горки!)
Проблемы
и их решение:
Не получается
начать движение - повторить см.
упражнения на месте (выбрать более крутой склон),
Неправильный
перенос веса тела
- повторить
основную cтойку. Взгляд
вниз во время движения
- смотреть только вперед, в направлении движения Нос
или тейл сноуборда поворачиваются
вдоль по линии спада - это последствия неправильного переноса веса тела.
Сравните эти ролики и найдите ошибки: http://www.youtube.com/watch?v=1h5KOJ-a03U http://www.youtube.com/watch?v=w3Dzzg5dgNM http://www.youtube.com/watch?v=IJJ1W_Ff2Kg
а это инструктор
демонстрирует более правильно
БОКОВОЕ
СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ (доска поперек горки)
Описание
движения:
Скольжение начинаем из правильной
основной стойки. При сгибании
голеностопов и коленей сноуборд начинает скользить. Затем мы
увеличиваем угол закантовки и тормозим.
Проблемы и их решение: Не
получается начать движение - склон слишком пологий. Соскальзывание в
неправильном
направлении - перенести вес на обе ноги равномерно. Слишком
быстрое боковое соскальзывание
- скорректировать угол закантовки, стойку на борде или склон слишком
крутой. Голова
не
повёрнута в
сторону движения
- повторить основную стойку
БОКОВОЕ
СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ПО ДИАГОНАЛИ
Ошибки:Неправильный
перенос
веса на переднюю ногу - сделать упражнение из технической
программы
«рука на колено»(смотрите раздел УПРАЖНЕНИЯ).
Верхний кант слишком сильно зарезается в снег -
снизить давление на верхний кант. Доска едет слишком быстро-
перегрузили переднюю ногу, кантуйтесь сильнее. Обучаемые
смотрят вниз - проблемы
с балансом — нужно смотреть горизонтально.
Описание
движения:
Из траверса в основной стойке мы смещаем вес по диагонали на переднюю
ногу, одновременно сгибая голеностопы и колени, сноуборд
разворачивается и скользит на плоскости. Сноуборд начинает
разворачиваться на линию спада. Слегка наклоняя корпус внутрь
следующего поворота, начинаем кантоваться и заканчиваем поворот в
основной стойке.
Проблемы и их решение: Ротация -
держать основную
стойку, интенсивнее переносить вес. В данной методике (Лига
Инструкторов) ротация не используется и считается ошибкой. Повторите перенос на
месте, перенося больше по диагонали, сделайте упражнения из технической
программы на контроль стойки. Вертикальное
движение
- держать основную стойку, интенсивнее
переносить вес. Наклоны
тела в поворот - техническая
отработка (отработка упражнений из раздела ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА см.
ниже). Если
при переносе веса тела бедро уходит вперед:
разверните еще больше переднее колено
держите позицию +
«Негибкие» ноги - повторить упражнения на месте. http://www.youtube.com/watch?v=lPDJX2v_pP4
ПОВОРОТ С
ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕМ С РАЗГРУЗКОЙ
ВВЕРХ
Цель:
связанные повороты с разгрузкой вверх.
Склон: средний, подготовленный.
Безопасность: безопасное широкое место.
Описание движения:
Из траверса в основной стойке мы начинаем поворот с вертикального
движения вверх по диагонали (перенося вес на переднюю ногу). Сноуборд
становится на плоскость и разворачивается к линии спада. Приседая,
одновременно с легким наклоном в сторону следующего поворота, мы
начинаем кантоваться. Длительное приседание увеличивает давление на
сноуборд. Поворот заканчиваем в базовой стойке.
Проблемы и их решение:
Ротация
- держать основную
стойку, интенсивнее переносить вес тела. Повторить перенос веса тела на
месте (необходимо переносить больше по диагонали) и сделать упражнения
из технической программы на контроль стойки. Мало
проявляемая
вертикальная работа - повторить упражнения
на месте, повторите гирлянду с большой вертикальной работой и контролем
стойки. Наклоны
во время поворотов - помогут упражнения из технической программы Затягивание поворота
- выполнить
поворот за инструктором, Слишком
быстрое вставание - сделайте полповорота, постепенно увеличивайте
создаваемое давление.
ПОВОРОТ С
ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕМ С РАЗГРУЗКОЙ
ВНИЗ
Цель:
соединить повороты с разгрузкой вниз.
Склон: для начинающих, затем средний, укатанные. Безопасность:
безопасное широкое место.
Описание движения:
Из траверса в основной стойке мы начинаем поворот с вертикального
движения вниз по диагонали (перенося вес на переднюю ногу). Сноуборд
становится на плоскость и разворачивается к линии спада. Вставая,
одновременно с легким наклоном в сторону следующего поворота, мы
начинаем кантоваться. Длительное вставание увеличивает давление на
сноуборд. Поворот заканчиваем в базовой стойке.
Проблемы и их решение: Ротация
- держать
основную
стойку, интенсивнее переносить вес тела.
Отработать
на месте (переносить нужно больше по диагонали), сделать упражнения из
технической программы на контроль стойки. Мало
проявляемая
вертикальная работа
- повторить упражнения
на месте и гирлянду с большой вертикальной работой и контролем
стойки. Наклоны
во время поворотов - отработать
технические элементы, см. упражнения из технической программы. Затягивание
поворота
—
выполнить
поворот за инструктором, Слишком
быстрая вертикальная работа - сделайте полповорота постепенно
увеличивайте создаваемое давление.
Психологические причины ошибок
Что именно
должен учитывать инструктор при обучении: Были
выявлены следующие группы опасений и страхов: •
обычные - боязнь травм, ушибов, холода и т.д., опасение сломать
сноуборд; • фобии
- страх скорости, высоты, края, прикосновения к холодному снегу и т.д.;
• "детские"
- боязнь собственной неловкости, ожидание насмешек или поучений; • социальные
- некорректности инструктора, опасение потерять авторитет. Эти
страхи
по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного возраста,
пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать инструктор, чтобы
уменьшить их влияние на учеников: 1.Выдать
защитное снаряжение (наколенники и т п) 2.Выбрать
безопасный склон. 3.Продемонстрировать
безопасность изучаемого приема. 4.Страховать
за руку при обучении. 5.Застенчивого
человека учить индивидуально, а не в группе. 6.Выявить
причину стойкой фобии Стойкий
страх достаточно часто имеет под собой реальное основание. Пара
примеров из моей практики:У ученика не получается поворот с переходом с
переднего канта
на задний, стойко не получается. Пробуем выяснить причину -
рассказывает, что в детстве упал в колодец, сидел на краю и упал спиной
вниз. После выяснения истинной причины дела пошли лучше, начал
поворачивать. Противоположная
ситуация - девушка не может стоять на заднем канте, т е спиной к
склону. Выяснилось, что занимается скалолазанием и для нее только
положение "лицом к горе" является нормальным.
Физиологические
причины ошибок
Здесь есть 2
части вопроса: 1.Ощущение
своей физической формы и уверенность в себе помогают человеку справится
со страхом и собраться. Мне нравится работать со спортсменами
пришедшими из других видов, не из сноуборда. У них лучше и
чувство равновесия и меньше вообще реальная вероятность получить любую
травму. 2.Сила,
подвижность, гибкость, равновесие и скорость реакции у людей различны -
инструктор должен учесть это.
Ошибки
переноса
Прежде
всего стоит вообще рассказать, что такое этот самый "перенос". Перенос
это влияние занятий другим видом спорта на текущие. Это влияние может
быть как положительным, так и отрицательным. Положительно влияют на
освоение сноуборда те виды спорта, которые принципиально похожи на
него. Например - велоспорт (движение, повороты, наклон в повороте и
взаимодействие с центробежной силой, равновесие). Это на сноуборд
похоже. Противоположный пример - тяжелая атлетика (статика, усилия).
Это на сноуборд здорово непохоже и будет мешать. Стоит оговориться -
все это справедливо лишь в среднем. Т.е. спортсмен хорошего уровня
меньше подчиняется этой закономерности.
Неправильный инвентарь
Ясно,
что ботинок не должен слишком далеко выступать за край доски и
цепляться за снег. Учить поворачивать, разумеется, для начала лучше на
более короткой доске. Углы креплений имеет смысл ставить в +, но не
сильно. Длина сноуборда должна быть от уровня подбородка до уровня носа
или немного меньше для начинающего. Ботинки должны быть нормально
завязаны, языки ботинок заправлены, штанины поверх ботинок - инструктор
должен проконтролировать это.
Неправильный выбор склона
Выбор рельефа и снежных
условий
для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение.
Неправильно
поступают инструкторы, когда выбирают очень пологие склоны. На таком
рельефе
менее опасно находиться, но выполнять приемы труднее. Склоны следует
подбирать
такие, на которых ученик развивает достаточную скорость и имеет
наиболее
благоприятные условия для выполнения приема. И разумеется, рельеф
учебного
склона не должен вызывать боязнь у учеников. Наличие или отсутствие
пригодного для обучения конкретному приему склона повлияет на то, как
именно будет построено занятие.
Неправильный
выбор инструктора
Выбор
инструктора также имеет первостепенное значение. Даже если Вы совсем
ничего не понимаете в сноуборде, Вы всегда сможете отличить
инструктора, который демонстрирует странную технику, упражнения и
катание от инструктора, который показывает нормальные и общепринятые
вещи.
В поисках потерянного Айфона?
Неправильный
выбор методики обучения
Тут речь может вестись о 2
вещах - неправильной методике в принципе пример
или несоответствии используемой методики для личности данного
обучаемого.
Ошибки в
катании (по этапам обучения, методика НЛИ).
Часть
2
ПРОДОЛЖАЮЩИЕ:
КАРВИНГОВЫЙ ПОВОРОТ БЕЗ АНГУЛЯЦИИ
(БАЗОВЫЙ
КАРВИНГОВЫЙ ПОВОРОТ)
Цель: научиться
базовым элементам карвинга - ведению, перекантовке и делать связанные
простые карвинговые повороты. Склон:
ровный обработанный со средним уклоном, выкат безопасный Безопасность:
безопасное широкое место, просматриваемое сверху Необходимые
навыки для обучения карвингу: Стабильная
базовая стойка, катание с высокой скоростью. Описание
принципов движения в карвинге: В
карвинговом повороте все тело наклонено внутрь поворота. Смена канта
происходит до пересечения линии спада, при постоянном контроле силы
давления. Тогда сноуборд следует своему радиусу, режет, не
проскальзывая. Описание
движения:Из траверса сделать резаный поворот с сохранением
стойки (выполнив оптимальный заклон внутрь поворота). Начните инициацию
следующего поворота (уменьшая угол заклона). Одновременно с
перекантовкой сделайте оптимальный заклон внутрь следующего поворота.
Боковой вырез сноуборда поможет начать следующий поворот. Продолжаем
делать резаный поворот с необходимым заклоном, увеличивая давление на
сноуборд. Упражнения: 1.Объяснение
и демонстрация поворота 2.Сделать
имитацию движения (заклон в повороте) на месте с помощью партнера 3.Сделайте
полповорота с постепенным увеличением радиуса 4.Сделайте
полповорота с инициацией следующего 5.Сделайте
полтора поворота 6.Сделайте
связанные повороты 7.Сделайте
элементы из технической программы ВАЖНО:карвинговые повороты
выполняются без лишних движений; повороты без ангуляции делаются ближе
к линии ската, радиус поворота зависит от бокового выреза сноуборда и
заклона; для карвинга очень выжен правильный подбор инвентаря;
овладение карвингом может быть долгим, если накат у ученика
недостаточен; удержание равновесия в повороте достигается углом
закантовки с помощью заклона.
ОШИБКИ В
ВЫПОЛНЕНИИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ:
Падения на
колени, бедра или на верхнюю половину корпуса -
скорректировать стойку - упражнения на месте, катание с лыжной палкой,
техническая программа. Сноуборд
проскальзывает - больше наклон, поменять склон на более легкий.
КАРВИНГОВЫЙ
ПОВОРОТ С АНГУЛЯЦИЕЙ (длинный радиус)
Цель:выполнение
контролируемых резаных поворотов с ангуляцией среднего и длинного
радиуса. Использование в повороте инерции от предыдущего поворота. Склон:широкий,
подготовленный со средним уклоном Безопасность:широкий
просматриваемый участок Описание
движения:Из траверса сделайте резаный поворот с оптимальной ангуляцией.
Сделайте диагональную работу одновременно с перекантовкой (сместив
центр тяжести внутрь следующего поворота). Боковой вырез направит
сноуборд на линию ската. Оптимальная ангуляция будет способствовать
сохранению равновесия и позволит использовать инерцию предыдущего
поворота во время всего проезда. Продолжаем делать резаный поворот с
необходимой ангуляцией, увеличивая давление на сноуборд. Упражнения: 1.Повторить
карвинговый поворот без ангуляции, постепенно увеличивая радиус
поворота. 2.Объяснение
и демонстрация инструктором 3.Сделайте
имитацию движения (ангуляция в повороте) на месте с помощью партнера 4.Сделайте
полповорота 5.Сделайте
полповорота с инициацией следующего 6.Сделайте
полтора поворота 7.Сделайте
связанные повороты 8.Сделайте
элементы из технической программы 9.Сделайте
связанные повороты со сменой склона, скорости, радиуса ВАЖНО:
Повторить
понятие ангуляции; правильному выполнению поворотов длинного радиуса
способствует длительное сохранение оптимального сочетания
наклона
и положения частей тела (ангуляции); нужно учиться делать карвинговые
повороты на ровных пологих широких склонах; при выполнении карвинговых
поворотов с ангуляцией длинного радиуса необходимо помнить, что чем
круче склон, чем больше скорость, чем короче радиус, тем больше
ангуляция; в карвинговых поворотах длинного радиуса для правильного
ведения равномерно распределяйте вес тела.
ОШИБКИ В
ВЫПОЛНЕНИИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ:
Падения
на колени, бедра или на верхнюю половину корпуса -
скорректировать стойку - упражнения на месте, катание с лыжной палкой,
техническая программа. Неправильная стойка - сделать упражнения из
технической программы на коррекцию. Сноуборд
проскальзывает - больше наклон, поменять склон на более легкий.
КАРВИНГОВЫЙ ПОВОРОТ С
РАЗГРУЗКОЙ ВВЕРХ (длинный радиус)
Цель:выполнение
контролируемых поворотов среднего и длинного радиуса на кантах с
контролем скорости. Использование в повороте динамики, полученной от
приложенного давления на сноуборд в предыдущем повороте. Приобщение к
технике спортивного катания. Склон:подготовленный
широкий со средним уклоном Описание
движения: Из траверса сделайте резаный поворот с необходимой для этого
ангуляцией. Одновременно с разгибанием вперед-вверх и внутрь поворота
делаем перекантовку (используйте динамику, полученную от приложенного
давления на сноуборд в предыдущем повороте). Боковой вырез сноуборда
поможет начать следующий поворот, а оптимальная ангуляция поможет
сохранить стойку. Продолжаем делать резаный поворот с необходимой
ангуляцией, увеличивая давление на сноуборд. Упражнения: 1.Повторите
карвинговые повороты с ангуляцией 2.Объяснение
и демонстрация инструктором 3.Сделайте
имитацию движения разгрузки вверх на месте с помощью партнера: -повторите
вертикальную работу -то же самое
с кантованием 4.Сделайте
полповорота 5.Сделайте
полповорота с инициацией следующего 6.Сделайте
полтора поворота 7.Сделайте
связанные повороты 8.Сделайте
элементы из технической программы 9.Сделайте
связанные повороты со сменой склона, скорости, радиуса ВАЖНО:
Сохранение
оптимального сочетания наклона и положения частей тела позволит
правильно выполнить повороты длинного радиуса; рекомендуется учиться
карвинговым поворотам на ровных и пологих склонах; в карвинговых
поворотах для перекантовки можно использовать не только разгрузку
вверх, но и разгрузку вниз.
КОРОТКИЕ КАРВИНГОВЫЕ
ПОВОРОТЫ ОКОЛО ЛИНИИ СКАТА
Цель:выполнение
коротких ритмичных карвинговых поворотов Склон:пологий
с выкатом Описание
движения:Короткие повороты выполняются под стабильным корпусом с более
низким положением центра масс (корпус следует в направлении движения).
Короткое, но сильное давление (движением голеностопов и коленей вперед
и внутрь следующего поворота) поставит сноуборд на кант и
поможет
сделать короткие карвинговые повороты. Не затягивайте давление в
коротких поворотах - нужный ритм, оптимальная скорость. своевременная
перекантовка, использование динамики предыдущего поворота, все это
поможет сделать правильные короткие повороты около линии ската. Упражнения: 1.Объяснение
и демонстрация 2.Сделайте
упражнения на месте - кантование на передний и задний катн, приняв
более низкую стойку. 3.Сделайте
гирлянду, пересекая линию ската 4.То же
самое, старт с линии ската 5.Сделайте
связанные карвинговые повороты около линии падения склона 6.Сделайте
карвинговые повороты с увеличением динамики, для этого сделайте
упражнения: -на месте
без сноуборда -на месте со
сноубордом -то же с
руками на коленях -сделайте
связанные динамические повороты, старт с линии ската. 7.Сделайте
элементы из технической программы ВАЖНО: Для
обучения технике короткого карвингового поворота необходимо выбрать
длинный пологий склон с выкатом на равнину; -при
выполнении данного поворота обратить внимание на: а)на
положение рук (не должно быть лишних движений) б)вес
равномерно на обе ноги! в)работа
ног происходит под стабильным корпусом -скорость
должна быть контролируемой! -нужен
сноуборд с определенным радиусом и жесткостью
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ПРОГРАММА
Цель:
совершенствование и закрепление полученных навыков. Повышение уровня
свободного катания и технического мастерства. Упражнения
на баланс для поворотов с большим радиусом: 1.Используйте
слаломную вешку или лыжную палку 2.Сделайте
наклоны назад, вперед, в высокой, низкой стойке. 3.Сделайте
связанные повороты положив руки на бедра, позиция + , стабильность
корпуса. 4. Сделайте
связанные повороты (с более низким положением центра масс), положив
руки на колени. 5.Сделайте
связанные повороты, положив руки на грудь, для контроля верхней части
корпуса. 6.Сделайте
связанные повороты, держите руки за головой. Упражнения
для коротких поворотов: 1.Сделайте
упражнения на месте с партнером для коррекции позиции. 2.Сделайте упр.
с предметами - вешка, палка. 3.Сделайте
связанные повороты-спуски по заданию: -удерживая
заднюю руку на переднем колене -удерживая
заднюю руку на бедре, переднюю над носом сноуборда -удерживая
руки на коленях, в низкой стойке - колени согнуты -держать
руки на бедрах - упражнение на баланс и стойку -держать
руки над головой - упражение на баланс и стойку -держать
руки за головой - упражение на баланс и стойку -сделайте
связанные повороты, руки держите как можно ниже. Упражнения
со слаломной вешкой на баланс и стойку в поворотах: 1.Сделайте
повороты в низкой позиции с вешкой впереди себя (держите вешку
параллельно склону) 2.Сделайте
повороты с вешкой впереди себя (вешка параллельно склону, рука над
носом сноуборда) 3.Сделайте
повороты с вешкой над головой 4.Сделайте
повороты с вешкой за головой, выпрямив спину 5.Сделайте
повороты с вешкой за спиной (вешка параллельно склону в локтевых
суставах). 6.Сделайте
повороты в низкой позиции (вешка под коленями). 7.Повторите
повороты с одинаковым радиусом, следуя за преподавателем 8.Сделайте
несколько спусков по спортивной трассе слалома. 9.Сделайте
повороты, вращая вешку перед собой. Упражнения с
изменением давления: 1.Сделайте
полповорота, гирлянду, полтора поворота 2.Сделайте
повороты с проскальзыванием с переходом на карвинговые повороты 3.Сделайте
повороты со сменой канта прыжком 4.Сделайте
спуск со сменой разгрузки 5.Сделайте
несколько поворотов длинного радиуса и уменьшайте его во время одного
спуска 6.Сделайте
несколько поворотов короткого радиуса и увеличивайте его во время
одного спуска Упражнения
на кантование 1.Связанные
повороты 2.Сделайте
начало поворота с проскальзыванием, затем перейдите в карвинг (сделайте
так полповорота, полтора поворота). 3.Сделайте
повороты, заменяя: проскальзывание на кантование и в обратном порядке. 4.Сделайте
повороты со сменой техники во время одного спуска 5.Сделайте
двойную закантовку во второй части поворота 6.Сделайте
во время траверса переход с проскальзывания на резаное скольжение
(сделайте несколько переходов за проезд).