История кайтинга
это как обычно -
сложно сейчас установить кто именно "виноват", змеи ведь еще древние
китайцы
запускали. Использовать змей для буксировки тоже пробовали наверняка
многие.
Когда я впервые показал кайт моему знакомому, он сказал, что еще лет 20
назад у них все школьники (а жил он на Дальнем Востоке тогда) катались
на лыжах за
парашютом. Они использовали тормозной парашют от истребителя и поэтому
могли
ехать только по ветру через залив на другую сторону. Считать
ли и
их изобретателями кайтинга?
Это
фото попалось мне на глаза случайно, когда я перебирал старые журналы.
Это "Техника Молодежи" 1990г №12. Фото сделано осенью 1989 на Первом
европейском
чемпионате воздушных змеев в Берлине.
Это очень похоже на современный
парафойл, не правда ли? Я и в 2018 году катаюсь на почти таком
же.
Как вообще это все
происходило? Как развивался кайтинг? С самого начала существовали 2
ветви развития - "воздушно-змеевая" и "парашютно-парапланерная".
Парапланеристы экспериментировали с комбинацией лыжи+парашют, причем
иногда просто круглый. Выяснилось, что с парапланом можно не только
летать, но и ехать.
Патент отражает реально
существующую и испытанную конструкцию. Есть фото и видео по ссылкам
выше, например:
(кстати обратите внимание на систему управления на этом видео)
Это реальные работоспособные конструкции.
Чего совершенно нельзя сказать про например вот это:
"In
October 1977 Gijsbertus Adrianus Panhuise (Netherlands) gets the first
patent for [KiteSurfing]. The patent covers, specifically, a water
sport using a floating board of a surf board type where a pilot
standing up on it is pulled by a wind catching device of a parachute
type tied to his harness on a trapeze type belt. Although this patent
did not result in any commercial interest, Gijsbertus Adrianus Panhuise
could be considered as the originator of KiteSurfing."
Подробнее http://sportsvl.com/water/kitesurfing.htm#History и еще тут http://kitepatents.blogspot.com/
Если
этот человек изобрел кайтсерфинг??? Во всяком случае он его
запатентовал. Я только не представляю как он на такой штуке собирался
кататься. И до него были люди, которые цепляли крыло к доскам и реально
катались. То, что он получил патент для меня мало что значит. У меня
нет информации, что он реально катался.
Второй ветвью развития была чисто
"воздушно-змеевая".
Это были каркасные кайты в разных вариантах. Вот
самое старое фото, которое я нашел. Это 1911г "Лыжный парусъ доктора
Нансена"
Сноукайтинг изобрел он? Так получается?
Вот например как начинал работать Флексифойл:
Flexifoil
inventors Ray Merry and Andrew Jones, spent many hours testing and
talking about their strange wind inflated wings during the early '70's
in England.
Подробнее тут http://www.cobrakite.com/flxhstry.html
В конце концов Флексифойл тоже пришел к парафойлам, пройдя через этап
каркасников и многоступенчатых этажерок, похожих на старинные бипланы.
И
кстати сравните:
Это доска Ньюмана Дарби, имя которого связано с
историей виндсерфинга http://windsurf.mediaforte.com/darby/index.html
. Как видите, Дарби устанавливал на доску "kite sail" (здоровенный
воздушный змей-парус), причем именно классический ромбовидный змей.
Значит он катался на доске с "кайтом"???
Вот что пишет об истории кайтинга
Валерий ЧУМАКОВ: "А
начиналось все вполне безобидно.
В начале 80-х годов прошлого века швейцарец Рен Кугн соорудил особую
доску,
наподобие кильватерной, которую приводил в движение специально
сконструированный
им кайт, названный «парагляйдером». Вслед за
швейцарцем два француза, виндсерфингисты
Доминик и Бруно Леганю в 1984 году запатентовали особый - тяговый
воздушный змей, который можно было запускать с воды. В конце 80-х -
начале
90-х годов появляется все больше информации о том, что то там, то тут
появились
спортсмены (лыжники, виндсерфингисты, велосипедисты), использующие в
качестве
движущей силы кайт. В 1993 году появляется и сам термин - кайтсерфинг.
В том же году сразу в разных концах света практически одновременно
появилось
несколько коммерческих фирм, занимающихся производством оборудования
для
кайтсерфинга. Это был сигнал к тому, что болезнь перешла в хроническую
стадию. А в 1998 году, после того как в Канаде был проведен первый
чемпионат
мира по кайтсерфингу, люди окончательно поняли, что они получили
совершенно
новый, исключительно красивый, по-настоящему интересный, относительно
недорогой
и действительно притягательный вид спорта. Кстати,
первыми звездами нового
спорта стали лидеры спорта параллельного: знаменитые виндсерферы Маркус
Остин, также известный как Флеш, Рафаэль Сальс, Лоран Несс, Маню
Бертэн.
Они развивали на своих досках бешеные скорости (порядка 100 км/ч),
прыгали
на 10 метров в высоту, пролетали по воздуху до 50 метров, каждым своим
трюком убеждая наблюдателей в том, что кайтсерфинг по сравнению с
другими,
сопредельными видами спорта имеет гораздо больше степеней свободы. Уже
спустя малое время в кайтинге
подвязались все самые великие звезды серфинга. Майк Вальтц, Петер
Кабрина,
Лэйрд Гамильтон, Раш Рендл, Робби Нэйш - все эти люди, бывшие
настоящими
кумирами виндсерфингистов, нашли для себя в кайтсерфинге прекрасную
почву
для новых достижений."
"Кайт
(англ. power kite) предназначен
для буксировки человека по воде (на специальной доске), по снегу (на
лыжах
или сноуборде), по земле (на специальных роликовых коньках или
роликовой
доске) а также прыжков. Различаются по типам использования (для
фристайла,
для фрирайда и вейв-райдинга). Современные
модели кайтов очень
стабильны (имеют широкий ветровой диапазон). Для катания с разной силой
ветра необходимо несколько
кайтов. Благодаря большому расстоянию между креплением строп на концах
они быстро поворачивают, что значительно упрощает кайтлупы.Поэтому,
современные кайты одинаково
хорошо подходят как спортсменам для вейкстайла так и начинающим. Для
слабых ветров, используют
кайты большей площади и/или с большим удлинением. Кайты
имеют различную конструкцию.
Можно выделить однослойные и двухслойные. Однослойные баллонные (bow,
c-type,
hybrid), каркасные (paraski) и бескаркасные.
Двухслойные имеют
конструкцию
близкую к параплану, когда между двумя слоями ткани вшиты тканевые
нервюры,
задающие профиль крыла. Крыло наполняется набегающим потоком воздуха за
счёт воздухозаборников на передней кромке, открытых, либо закрытых
клапанами. С
2004 года видна тенденция изготовления
кайты с большей проекционной площадью и более тонкими баллонами для
слабых
ветров. Это снижает лобовое сопротивление. Для достижения этой же цели
с переднего баллона убирают защитные накладки. Дополнительные
стропы ставят для
придания жесткости баллонам меньшего диаметра и большего радиуса (для
увеличения
проекционной площади). Это увеличивает аэродинамическое качество кайта,
что лучше, чем простое увеличение площади."
История
кайтборда
С
точки зрения аэродинамики надувной кайт, похожий на гигантскую арку, не
имеет аналогов ни в живой природе, ни в мире крыльев, придуманных
людьми. Поэтому до сих пор делают их особые люди, руководствуясь более
интуицией, чем точными расчетами. И среди них выделяются два
брата-француза Доминик и Бруно Леганю, собственно и придумавшие эту
удивительную конструкцию.
Легенда
Доминик
и Бруно Леганю выросли на морском побережье Бретани, где каждый
мальчишка умеет обращаться с парусами. Начинали они в 10-летнем
возрасте с маленького парусного ялика, на котором впервые приняли
участие юниорском чемпионате Франции. В течение последующих 10 лет
братья перепробовали большое количество яхт, кочуя от соревнования к
соревнованию, и в 1982 году приняли решение завязать со спортом, ходить
под парусом в собственное удовольствие и осуществить мечту —
отправиться на яхте в кругосветное путешествие — благо,
собственная океанская яхта у братьев уже была.
После годового неторопливого плаванья по разным океанам братья бросили
якорь у побережья Сенегала. Жизнь была прекрасной, море —
волшебным, и большую часть времени братья проводили лежа в шезлонгах,
обсуждая новейшие технологии производства парусов и идею постройки
будущей необычной и скоростной яхты. Постепенно в своих рассуждениях
они добрались и до воздушных змеев.
К этой идее их подтолкнуло изобретение земляка-бретонца Роланда Ле
Бэйла — BirdSail,
нечто среднее между парусом для виндсерфинга и воздушным змеем. http://www.dailymotion.com/video/xp6099_birdsail-1982-roland-le-bail_sport
«Птичий парус» напоминал небольшой дельтаплан,
который
спортсмен держал в руках. Запатентовав в 1982 году свой парус-крыло, Ле
Бэйл развернул мелкосерийное производство. «Птичий
парус»
позволял спортсмену на стандартной доске для виндсерфинга отрываться от
воды и делать высокие и длинные прыжки. Но главным недостатком такого
крыла было то, что конструкция не позволяла использовать паруса
большого размера. Глядя на экстремалов, пытающихся бороться при помощи
BirdSail с ветром, братьям пришла в голову мысль, как можно справится с
этим недостатком — просто запустить крыло-парус в небо
наподобие
всем известного воздушного змея. Идея настолько увлекла Доминика и
Бруно, что они прервали кругосветное путешествие и вернулись во Францию
воплощать ее в жизнь (источник)
Вот что
рассказывают сами братья Леганю о своем изобретении
Источник:
iKiteboarding.com.Перевод: k0ry.
"Привет,
Я Бруно Леганю. Для тех,
кто не знает моего имени - мы с моим братом Домиником - изобретатели
надуваемых
кайтов в форме клина. Мы с братом были моряками (чемпионы Франции среди
юниоров, шкиперы на яхтах, инструкторы по парусному спорту, сёрферы,
виндсёрферы
и т.п.) Мы пытались изобрести высокоэффективный парус и лодку и
окончательно
заинтересовались кайтами, когда увидели катамаран, который тянул кайт
типа флейксифойл, хотя мы раньше и не летали на двустропном кайте. Это
было в 1984. (Первое,
к чему пришли братья, — это двухстропная система управления.
Первая планка управления представляла собой палку длиной более метра с
катушками с торцов, на которые наматывались стропы. Первый же змей,
который смог сдвинуть с места катамаран, представлял собой причудливую
этажерку из 12 кайтов, каждый площадью всего 0,5 м². Маленькие
змеи изготавливались по технологии, схожей с парусами для виндсерфинга,
а форму им обеспечивали фибергласовые вставки-латы. Этажерка
запускалась путем неимоверных усилий, плохо управлялась, не позволяла
идти против ветра и тонула при падении в воду. Братья сделали вывод
— кайт должен быть один и большого размера, а чтобы не нырять
за
ним, надо привязать к нему баллоны с воздухом. А еще лучше —
заменить ими фибегласовые латы, которые обеспечивали кайту нужную
аэродинамическую форму)
После
небольших исследований мы
поняли, что не существует кайта, который можно было бы запускать с воды
и стало очевидно, что мы должны создать такой кайт.
После года работы
над нашим детищем
мы представили свой девайс во время Brest International Speed Week
1985,
гоняя с ним на водных лыжах. Мы также запатентовали его.
ПАТЕНТ
Мы
надеялись в
течение 2х лет найти несколько покупателей лицензии, но волна виндсёрфа
была тогда в апогее и компании производящие виндсёрфы не проявили
интереса
к нашему изобретению.
Мы продолжали
верить в будущее
этого спорта, и в течение 10 лет у нас было ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ время, мы
продолжали
развитие этого проекта без денег, изобретали новые модели, и потом
создали
свою компанию и начали производство кайтов в 1993-1994... по слишком
высокой
цене. Потом
увлечение виндсёрфом пошло
на убыль и наступило время кайтборда. Я горд, что мы были одними из
участников
рождения кайтборда, но уверен, что мы были не одни. Например, Кори
Роеселер
со своим агрегатом Kiteski или Андреас Кун с парапланом и своего рода
вейкбордом
также помогли этому благодаря публикациям в прессе. В
1995-1996 мы поехали на очень
серьезный разговор с Нейлом Прайдом. В конце концов, они согласились с
нами, но решили выпускать маленькое количество кайтов для нас и мы
начали
продавать эти кайты в июле 1997 под маркой Wipika. Потом мы нашли
другого
производителя в Азии. В
1998, Don Montague и Робби Нэш
попросили у нас лицензию на производство кайтов. Так как это и было
изначально
нашей целью, мы согласились и сказали, что нам нужно программное
обеспечение,
чтобы мы могли быстрее изобретать новые кайты. Я поехал на Гаваи и
поделился
своими знаниями с Don Montague и их программистом. Год спустя программа
начала работать. Мы стали совместно использовать ее. Благодаря ей любой
человек может спроектировать хороший кайт за 30 секунд, просто меняя
один
параметр. Например, поменяй AR =2.5 (параметр по умолчанию) на 8 и ты
уже
гениальный проектировщик!
Зачем защищать
патентом? Некоторые
ненавидят это. Я думаю, что если ты хорошо организованная компания на
рынке
где происходит быстрая эволюция вещей, патенты - просто трата денег и
энергии.
Но если ты "маленький" независимый изобретатель, то у тебя нет шансов
бороться
против больших компаний, если ты не защитил свои идеи: они даже не
дадут
тебе кредит на них! Мы
смогли протянуть эти сложные
годы благодаря патенту.
НАРУШИТЕЛИ ПАТЕНТА
На
мой взгляд, существует 3 типа
кайтов: - одни далеки от нашего, например флексифойлы, рамочные и т.д.
и другие близкие к нашим: если у них есть лицензия на выпуск таких
кайтов,
как у Naish, и если нет, то они просто незаконно копируют нашу идею или
обходят патент - такие кайты проектируются с единственной целью,
использовать
нашу концепцию, но избежать проблем с патентом, изменяя кайт после
изучения
патента и нахождения в нем слабых точек. В этом случае мне труднее
оценить
истинность нарушения, но я попробую победить их. СКОРО
БУДУТ ЕЩЕ КОМПАНИИ ПОЛУЧИВШИЕ
ЛИЦЕНЗИЮ? Да, мы лицензируем компании, но только те которые могут
что-нибудь
привнести на рынок, а не компании с короткими планами или компании
ставящие
целью завоевать часть рынка занижая цены на свои кайты. В
2000-2001 появятся несколько
ярких компаний.
КТО ИЗОБРЕЛ?
Кто
изобрел кайтбординг? Это сделали
несколько человек, но они не знали о том, что кто-то работает в том же
направлении. ПАТЕНТЫ http://www.inflatablekite.com/siteinf/gb/InfPatent.html Мы
сами начали в 1984, используя
доски для виндсёрфа, потому что мы сами катали на сёрфе и виндсёрфе, а
не на водных лыжах. Для этих целей мы сделали несколько досок. Так как
в то время наши кайты были очень нестабильны, мы в основном
использовали
водные лыжи - так было проще стартовать с воды, но в патенте также идет
разговор о досках.
Мы также
тестировали кайт с различными
типами лодок и со многими другими "вещами" которые ты даже не сможешь
себе
представить.
В патенте есть парень на двух 40 см "водяных коньках"
(фотография
на странице история сайта www. wipika. com). Мы сделали и покатали на
них.
Было прикольно. Я уверен, что в ближайшем будущем мы увидим продвинутых
пилотов использующих такие коньки. -
кто "изобрел" надувной кайт?
В 1985 мы сделали 17 м кайт с соотношением сторон 6 и 100% двойной
оболочкой.
С ним мы катались на водных лыжах при ветре 6-12 узлов и во время
International
Brest Speed Week 1986 мы достигли скорости 14.5 узлов (средняя скорость
при заезде на 500 метров) в то время как виндсёрферы мирового уровня
достигали
10 узлов. Это зарегистрировано.
Мы также делали
кайты с 20%, 30%,
40%, 60%, 80%, 100% двойной оболочкой, что уже было описано в патенте
1984,
как и кайты, произведенные из чистого майлара. Возможно, вы увидите
такие
"усовершенствования" в недалеком будущем. -
кто "изобрел" надуваемые "распорки"
без внутреннего баллона? Спортсмены? Нет, в прошлом, мы использовали 2
различных метода для надуваемых баллонов: воздухонепроницаемая ткань
и ткань из майлара с внутренним баллоном. Это было описано в
первоначальном
патенте. Кто
изобрел четырехстропный бар,
у которого обе передние стропы встречаются на "основной линии" идущей к
подвеске и с баром скользящим вдоль "основной линии"? Спортсмены? Нет,
мы запатентовали это девайс в 1995.
Я впервые использовал его для багги
и выиграл, благодаря нему, несколько гонок. Seasmik используют эту
конструкцию,
по этому нам придется подать иск. -кто
придумал четырехстропные
надуваемые кайты? Спортсмены? Нет, в указанном выше патенте описано,
как
управлять надуваемым кайтом с 4 стропами, уменьшая кромки, например
(есть
и другие способы). Я всегда использовал кайты с "обрезанными концами" с
четырехстропным прямым баром. Я
описал все это Don Montague
в 1998. Почему
мы не применили эти усовершенствования
раньше? 2 основных причины: во-первых, когда ты основываешь компанию, и
у тебя нет денег, особенно во Франции, тебе придется работать 80 часов
в неделю, чтобы все получалось. Таки образом у меня не было времени для
исследований. Вот по чему в 1999 я отдал Wipika в другие руки, а сам
занялся
развитием кайтов. Я также в начале 2000 переехал в Доминиканскую
республику,
потому что там идеальное место для исследований. Во-вторых, рынок не
был
готов к продвинутым кайтам. В
"молодом возрасте" мы делали
очень эффективные кайты потом мы поняли, что необходимо сделать
простой,
стабильный и безопасный кайт. В 1998, 100% кайтеров были новичками - не
так много рынков как этот! В 1999, 90% оставались новичками, но
остальные
10 процентов начали просить более эффективные кайты, мы сделали линейку
Free Air AR 3.3 (AR - отношение длины к ширине) и начали их продажи в
начале
2000. Но из-за новой линейки Naish AR 5 наша новая линейка была
старомодной. Моя
главная задача - безопасность
и когда я слышу от новичков, приобретающих сразу кайты AR 5, я пугаюсь.
Для начала они сложны при запуске с воды, но важнее то, что они
быстрые.
Это делает их опасными для начинающих в текущем состоянии рынка (почти
нет школ). Мы
начали соревноваться в эффективности,
как это делали производители оборудования для виндсёрфа. Помните: "Эй,
парни, сколько у вас изгибов? Только 6?... а какая длина у вашей доски?
2,26 метра? Слишком плохо! У нас 2,195метра!" Поэтому виндсёрф умер.
Что
у нас, когда? Факт:
Райдеры Wipika Франц Олри
и Кристофер Тасти, выигравшие несколько соревнований, не хотят
использовать
кайты с слишком крутым AR, потому что они очень быстрые и нестабильные
из-за чего на них очень трудно сделать трюки, которые можно сделать с
более
стабильными кайтами. Они хотят простоты. То же самое и у Лу Веймана,
Маурицио
Абрю и некоторых других. Если
ты видишь их использующих
эти кайты, это потому что в этом направлении двигаются соревнования, а
не, потому что им это нравится (кроме слабых ветров). Чтобы
продолжать, если мы движемся
слишком быстро, мы будем сжигать наши кайты. Все люди, вовлеченные в
кайтбординг
должны знать это. СОГЛАШЕНИЕ
О РАЗРАБОТКАХ С NAISH?
Мы не заключали никаких коммерческих / стратегических соглашений. Обе
компании
полностью независимы / свободны от взаимных контрактов. Обе компании
имеют
наши лицензии с одинаковыми сроками контракта.
4 СТРОПНЫЕ КАЙТЫ
(25
апреля 1997 года, они запатентовали другую далеко не очевидную вещь
— четырехстропную систему управления. Система позволяла
управлять
змеем не перекосом, а изменением положения задней кромки кайта. Мало
того, патентованная система управления давала возможность управлять
тягой, легко изменяя угол атаки крыла)
Wipika
выпускают кайты Classic
с июля 1997 с дополнительными петлями, поэтому все кайты Classic могут
быть оснащены 4 стропами. Это значит, что мы верим в четырехстропники,
хотя 99% клиентов в последний год даже не хотят об этом слышать. Очень
скоро, кайты Classic будут
продаваться со вторыми петлями, как Free Air чтобы упростить
трансформацию.
Classic и Free Air также получат длинные липучки для загибания концов. Спасибо
за внимание и... Лучшего
ветра всем вам, Бруно.
Эволюция формы кайта
Вы
прочли слова Бруно Леганю и они требуют некоторого пояснения.
Первоначально изобретенный ими кайт был двухстропным, что было
достаточно неудобно. Нельзя было регулировать тягу и упавший кайт
сложно было перезапустить. Переход к четырехстропной схеме произошел не
сразу, часть кайтов была двухстропной схемы, но с возможностью добавить
еще 2 стропы дополнительно.
Вот Wipika Classic,
которую он упоминал. Видно, что сама конструкция меняется не сильно.
Просто появились еще 2 точки крепления строп.
Следующей переходной конструкцией являлся двухстропный кайт с
заворачивающимися ушами и креплениям строп к углам. Это уже похоже на
классический С-четырехстропный кайт, ушки становятся не нужны и в итоге
их можно отрезать вообще.
Что произошло дальше:
1.Необходимость менять угол атаки вызвала уменьшение ширины кайта.
Классический С-кайт стал более узким и с длинными ушами. Недостатки -
узкий кайт с прямым передним баллоном плохо перезапускался. Ход планки
был ограничен - уши отгибались.
2.Для перезапуска кайт получил пятую стропу.
Вообще вся эта история хороший пример метания в крайности в поисках
оптимума. От 2х стропного к 5 стропному (выяснилось, что пятая стропа
мешает и вообще при падании кайт может провернуться вокруг нее
бантиком). От треугольной Випики которая хорошо перезапускается с воды
к узкой С-шке, которая плохо.
Еще были эксперименты с размерами. Если посмотреть на ранние модели
кайтов, то они не были больше 10м (мало ветра - не катайся), дальше
были эксперименты с большими кайтами, типа давайте сделаем 25м надувной
кайт и будем кататься в почти штиль. Тоже не пошло.