Не
надо это читать! Информация на этой странице носит избыточный характер
для большинства людей. Для самообучения и для начинающих имеет смысл
просто почитать учебник.
Этот раздел не "как
самому научиться", а "как учат". Логично, если школьник будет читать
школьный учебник, а не литературу для школьных учителей, например.
Соответственно и этот раздел для тех, кто будет учить кататься или
например хочет стать инструктором.
Занятие№1(2 часа)
Работа
инструктором позволяет достаточно быстро приобрести много новых навыков
самому, поэтому еще неизвестно, кто больше учится - тот кто учится или
тот, кто учит. Это превращается в соревнование с самим собой - "я
угадаю эту мелодию с 7 нот.....". Я пытаюсь сделать так, чтобы научить
как можно быстрее и эффективнее. Летом я работаю инструктором по
виндсерфингу и кайтингу, а зимой инструктором по сноуборду и горным
лыжам. Некоторых людей это удивляет, они считают, что это должны
делать 4 человека - один инструктор по тому, другой по
этому........., а по-моему наоборот, опыт в одном складывается с опытом
в другом. Кроме того, я же не ставлю задачу готовить спортсмена или
суперпрофи, я выдаю входные билеты, я как учитель начальных классов
который расскажет первоклашкам и про математику и про русский язык или
семейный врач, который владеет несколькими медицинскими
специальностями. И как семейный врач может решить 90% вопросов со
здоровьем, так и я могу решить все вопросы Вашего первоначального
обучения.
Обучение должно быть похоже на автомат Калашникова - методика обучения
должна быть простой, работать для всех и при любых условиях. Обучение
с инструктором экономит много времени и то, что при самостоятельном
освоении займет несколько дней, можно освоить за несколько часов. Я не
раз слышал как люди целый день безрезультатно тратили на то, что под
руководством инструктора осваивается за полчаса. Буквально вчера
смотрел примерно такое видео - "ну вот на второй день он поехал
кое-как".
В принципе,
одного 2х часового занятия с инструктором достаточно для
того,
чтобы дальше уже учиться самостоятельно или просто кататься в спокойную
погоду при отсутствии волны.
Я тут вычитал, что "человек запоминает 10% услышанного, 40%
увиденного и 70% того, что он проделал сам."(А аудиалы, визуалы и
кинестетики - люди, для которых это на совсем так).
Из этого следует вывод (шутка) - пока 10 раз не расскажешь, 2
раза не покажешь и не заставишь 1 раз проделать самому,
нечего
надеяться на результат. Я так понимаю, что эти цифры - средние, у части
людей зрительная память, у части слуховая, а у большинства людей
восприятие смешанное. Думаю, что интересно было бы узнать, как можно
это сразу определить, чтобы зная это, одному больше рассказывать,
другому показывать, а для третьего придумать что-то совсем особенное.
(Для будущих инструкторов - это определить вполне реально).
Я, например, достаточно часто рисую схемы, рассчитывая на людей со
зрительной памятью, только я не совсем уверен, что большая часть людей
могла что-то запомнить. Вспоминая как я сам учился, схема, например
"курсы и галсы" пока я сам не походил этими самымикурсами
и галсами, оставалась просто схемой.
ТРЕНАЖЕР ВИНДСЕРФИНГ.
Феликс Пак проводит открытый урок на вращающемся
тренажере (фото)
Первый сезон своей работы я добросовестно рассказывал перед тем, как
вести ученика на воду, что именно и как мы там будем делать и показывал
на тренажере на берегу, обычно на это уходило примерно от 15 до 40
минут. Причем судя по тому, что происходило потом на воде, правило 10 и
40 % действовало. Человеку понарассказывали того, этого.......... "если
........то так, а если.......то так, но вообще-то........... " и в
голове у него теперь какие-то отрывочные сведения, которые ему только
мешают правильно запоминать. Я
пришел к выводу - наиболее эффективно разделить все на отдельные
простые навыки-упражнения. Рассказал-показал-подправил, а когда усвоено
- перешел к следующему навыку. После первого занятия имеет смысл
снабдить ученика какой-то книжкой или учебным DVD. Много лет идут
разговоры о том, чтобы переиздатьучебник Комарова
по виндсерфингу, существуетсерия из 4 учебных фильмов (ШКОЛА
ВИНДСЕРФИНГА)и
еще существует учебный интерактивный CD-тренажер ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР
(мне понравился, рекомендую приобрести, будет чем заняться в
безветрие), подробнееучебники и
учебное видео по виндсерфингу смотреть тут.
Полезной штукой является такжевращающийся
тренажер(доска,
закрепленная на вращающемся основании). Как работает тренажер -видео
СБОРКА
ПРОСТЕЙШЕГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ТРЕНАЖЕРА (на фото). Данный тренажер был
собран из ненужной доски и деталей от стиральной машины. Что можно
отрабатывать на тренажере на первом занятии - подъем паруса, стойку,
управление скоростью и курсом, повороты, рассказать про падение с
парусом.
Тренажер
не обязательно должен быть вращающимся - это может быть просто
списанная доска с парусом, но вращающийся тренажер однозначно удобнее:
В
качестве подготовительного этапа перед выходом на воду имеет смысл
рассказать "чего нельзя делать". Моя знакомая -детский
доктор-травматолог, когда сама начинает осваивать новые виды
экстремального спорта (а она много что уже освоила), всегда просит
опытного человека рассказать ей вначале не о том "что делать", а о том "чего НЕ делать", она ведь имеет возможность поучиться на
чужом опыте и видит, что бывает,если.
Нарушитель требований безопасности попадает в ее травмотделение! Ее
взгляд на виды спорта удивил меня интересным ракурсом - лыжные травмы,
досочные, роллерные.
И так я поступаю всегда при обучении и на
воде и на горе зимой, всегда начинаю сНЕЛЬЗЯ.
О
технике безопасности
Я
сам неоднократно читал всякие инструкции по ТБ и помню, что это
достаточно формально и люди к ним так и относятся. Поэтому я обычно
делаю так - не прошу просто прочесть памятку, висящую на серфстанции, а
говорю - "расскажите мне о технике безопасности при занятиях
виндсерфингом". Люди начинают задумываться, что-то
придумывать, а
это полезно. Стоит
также рассказать, как подать сигнал бедствия в случае чего. Почему?
Если человек просто сидит на доске и отдыхает, то персонал серфстанции
считает, что все ОК. Если он подает сигналы - значит пора
организовывать спасработы.
Спасательный
жилет
Использование
жилета должно быть обязательным и инструктор сам должен служить в этом
примером. В прошлые года у меня уже были ситуации, подтверждающие
необходимость использования жилета. В первом случае человек в жилете,
катавшийся в сложных условиях был накрыт парусом и поднырнул под доску,
потерял ориентировку, запаниковал и спасся благодаря жилету. Второй
случай - школьница без жилета утверждала, что умеет плавать, но не
умела. При несильном, но отжимном ветре мне пришлось ловить ее, ловить
доску и дрейфовать к отмели. Если виндсерфингу учится человек, который
с морем дело имеет (воднолыжник, яхтсмен), то большинство таких людей
никогда против использования жилета не возражают и серьезно относятся к
вопросам безопасности.
Подготовка
Обязательно
следует научить правильному обращению с оборудованием (переноска к
воде). Это можно посмотреть в фильме "Школа виндсерфинга часть 1" или в
фильмеBeginner
To Winnerздесь учебные
фильмы по виндсерфингу.
Начнем
с главного
А начать обучение виндсерфингу
имеет смысл с тогооткуда дует ветер.
"Откуда дует ветер?" спрашивал я. "Это важно" говорил я. "ВЕТЕР ДУЕТ В
СПИНУ!!!" - это нужно сказать много раз, а потом еще много раз
повторить.
Большинство
людей не сталкивавшихся с парусным спортом в своей обыденной жизни
никогда не обращали внимания куда именно сегодня и в данном месте дует
ветер.
Для того, чтобы определить это, я обычно предлагаю
стоя на берегу закрыть глаза (потому, что это надо не видеть, а именночувствовать)
и вытянуть руки в стороны, стоя спиной к ветру (это позволяет более
точно определить направление ветра). Направление ветра также можно
определить просто повнимательнее осмотревшись - дым из трубы,
развевающиеся флаги укажут вам направление ветра. Стоит сказать, что
направление движения облаков (которые находятся на значительной высоте)
НЕ ВСЕГДА совпадает с направлением приземного ветра. Сила
ветра - легче всего учиться на гладкой воде, когда ветер есть, но
небольшой, вода покрыта рябью, а не волнами. Как должен работать парус?
Нужно, чтобы ветер правильно взаимодействовал с наветренной и
подветренной частью паруса. Визуальный контроль этого - "колдунчики",
приклеиваемые к парусу. Вот как это делается на яхте:
Как работает парус (второе видео с русским
переводом):
На воде
Первое положение - "стартовый крест". Задача: научиться стоять на доске в
положении дрейф. Матчасть: желательно большая швертовая
доска и маленький парус, 4-5м. Чаще всего я использую Hi-Fly
Motion илиStarboard
Start. Место:
неглубокая (не более 1м) отмель с ровным песчаным дном. Сильно мелко
тоже не должно быть, чтобы не получить травму при падении.
Крестом
является взаимное положение доски и мачты. Думаю, что это очень удачное
слово, его использует Михаил Ершов в своем фильме Школа виндсерфинга.
Действительно удобнее, чем предлагать людям поставить доску
......"перпендикуляристей" или "держать поперечней" ? А так всем
понятно - "крестом". Направление ветра определено, доска повернута
поперек, мачта с подветренной стороны. Обязательно стоит объяснять,
почему нужно подходить к доске с наветренной стороны и как забраться на
доску, когда она не на отмели, а на глубине. Не забудьте повернуть шверт в рабочее положение!
Это увеличивает устойчивость доски. Я
обычно всегда пытаюсь обращаться к разуму людей и объяснять, почему
что-то нужно делать именно так, а не иначе. Например - ноги стоят на
осевой линии доски (симметрично относительно мачты), верхушку поднимают
из воды медленно, двумя руками за стартшкот, при этом ноги и спина
прямые, а руки в локтях разогнуты и стартшкот перебирают короткими
хватами. Я обычно стараюсь показать наглядно, что невозможно,
тяжело и неудобно делать это не так, утрирую ошибки (согнутая спина,
ноги-руки). Если мачта расположена под острым углом к доске, то доску
доворачивают ногами до положения под прямым углом.
Вначале равновесие удерживается с почти полностью
находящимся в воде парусом, нужно сразу научить 1-правильной постановке ног, 2-правильному положению тела, 3- равновесию, 4-поддержанию положения "креста"
(перпендикулярности
оси доски и мачты), которое проще всего поддерживать, отклоняя к носу
или корме верхушку, держа ее за стартшкот (это можно, конечно, делать и
перенося вес на правую или левую ногу, а также просто проворачивая
доску ногами, но я думаю, что лучше количество вариантов одного и того
же уменьшить и показывать только один, самый простой и эффективный
способ). На втором этапе обучаемый держит стартшкот примерно за
середину, парус при этом воды уже не касается. Затем стартшкот
удерживается уже за самую верхнюю часть в районе оковки гика. На
последнем этапе равновесие и поддержание положения "креста"
осуществляется уже только одной (мачтовой) рукой, держащей гик около
мачты. Типичная ошибка - тянуться навстречу гику, а не подтягивать его
к себе за стартшкот (приводит к потере равновесия и падению). Обычно
на все это уходит от 15 до 30 мин, при слабом ветре. При более сильном
ветре это время может увеличиться очень сильно, поэтому гораздо
эффективнее хотя бы его провести при слабом ветре. При более сильном
ветре его можно провести на берегу на тренажере. И кстати на берегу
нужно рассказать как падать правильно.
Второе - "движение". Задача - научиться трогаться с места и двигаться. Матчасть - швертовая доска и парус 4-5м. Место: неглубокая (не более 1м) отмель с ровным
песчаным дном.
Поскольку
вопрос с равновесием уже решен, то лучше широкую доску, на которой
первое упражнение выполнялось отобрать, а выдать более узкую, но
длинную (чаще всего это Rooky или Навигатор). Дело в том, что короткая
широкая доска слишком охотноприводится(встает
носом к ветру), а для многих это представляет собой проблему как при
трогании, так и при движении. Второй аргумент - нужно сразу учить
использовать в качестве опоры не доску, а сам ветер и парус.
Трогаемся - из положения дрейфдобираемпарус.
Типичная ошибка при трогании - сильно согнутая в локте мачтовая рука,
это обычно приводит к потере равновесия и падению. Ошибки с углом между
ветром и парусом - при малом гик не является устойчивой опорой, при
большом - нагрузка на руки-согнутая спина-падение. Типичная ошибка -
порыв ветра, нужно не в спине согнуться, компенсируя нагрузку, а угол
уменьшить между парусом и ветром "сбрасываем" лишний ветер. И наоборот
- при антипорыве - "провале" ветра добираем парус, "хватаемся" за
ветер. Это можно отработать на берегу на тренажере до выхода на воду и
рассказать про "открытие" и закрытие паруса. Открытый парус как дверь
ветер "выпускает", закрытый - задерживает. Важно рассказать про обратимость
процесса разгона и движения-добрали-поехали,отдали-постепенно
остановились. Первое задание - проехать по прямой (в галфвинд) по
несколько метров с разной скоростью. Человек, почувствовавший радость
от движения может уйти по прямой очень далеко, а ни разворачиваться, ни
управлять доской он еще не научен, поэтому нужно вовремя его остановить
до того момента, как он покинет учебную отмель. После остановки нужно
просто сойти с доски, встать на дно (именно поэтому для обучения и
выбрана отмель), доску развернуть руками и мачту переместить на
подветренный борт. 1-2 прохода с возвратом и можно начинать
учить разворачиваться, а можно это делать и сразу.
Третье - разворот на 180 градусов. Задача - научиться разворачиваться на месте. Матчасть - швертовая доска и парус 4-5м. Место: неглубокая (не более 1м) отмель с ровным
песчаным дном.
Разворот
удобнее всего показывать на базе того, что уже освоено - наклон
верхушки, удерживаемой за стартшкот приводит к развороту доски. Важно
показать, что выгоднее всего вставать на перпендикуляр к плоскости
паруса и шаги делать маленькие. Очевидно не все попытки развернуться
будут удачными, поэтому сразу имеет смысл показать, что делать, если
парус упал и упал на наветренную сторону. Показывать, что парус можно
просто перекинуть, я считаю, не стоит, как бутерброд, падающий маслом
вниз мачта почти точно будет уронена себе на ногу.
Второй вариант разворота на 180 -
держа парус за гик, а не за стартшкот тоже нужно показать.
Я
всегда стараюсь показать, что все может произойти САМО, если не мешать
ветру повернуть доску вместе с парусом в правильное положение. Еще
стоит сделать так, чтобы точка возможного неудачного разворота уже была
вне отмели, это позволит на практике закрепить как умениеправильнопадать,
так и быстро снова забраться на доску.
Падение - делай
правильно!
При
падении нужно держаться за гик, чтобы при падении в парус попытаться не
повредить его и свои ребра, а при падении под парус не получить травму
неуправляемо падающей верхушкой.
Четвертое - управление по курсу.
Очевидно
пора отбирать у обучаемого маленький парус, если Вы еще не сделали
этого раньше. Если обучаемый перестал падать, значит он Вас опережает,
либо доска уже слишком большая, либо парус слишком маленький. :)
Я
вообще стараюсь сразу, как только навыков у обучаемого достаточно для
того, чтобы почувствовать, чем отличаются разные по геометрии доски по
управляемости, дать попробовать, как управляется более короткая, а как
более длинная доска, как влияет наличие/отсутствие шверта и размер
паруса.При
выполнении четвертого упражнения движение между двумя точками стартовой
и конечной, происходит по прежнему в галфвинд и теперь не по прямой, а
по некоторой кривой с небольшой амплитудой. Проще всего обозвать это
словом "змейка".
На
этом этапе (или раньше) стоит научить правильной постановке ног (при
подъеме верхушки ноги стояли симметрично относительно мачты), передняя
должна передвинуться ближе к мачте, задняя дальше. И вообще имеет смысл
рассказать о правильной стойке, показав, что стоять неправильно тяжело
и неудобно. Важно рассказать о том, что наклон мачты к носу
или корме и угол между парусом и ветром эторазные
и независимыеуглы.
Типичной ошибкой является изменение только одного из этих углов, что
часто приводит к падению. После
этого имеет смысл дать некоторое время на самостоятельное движение и
закрепление полученных навыков, чтобы затем приступить к обучению
повороту оверштаг. Как проще всего подходить к оверштагу - довести
"змейку" (привод и уваливание) до крайности с приводом в левентик.
Фактически это будет 2 половинки от оверштага, только без смены галса. Сразу
на первом занятии имеет смысл рассказать про пампинг и показать, но
постараться не тратить много времени на это и не отвлекать сильно от
управления доской.
Курсы
и галсы
Прежде
чем начинать говорить о поворотах стоит рассказать на берегу о том, в
каких направлениях может двигаться доска и зачем собственно нужно
куда-то поворачивать. Имеет смысл нарисовать схему "курсы и галсы".
Удобно
пользоваться моделью доски с парусом, рисовать меньше, да и более
наглядно. Имеет смысл рисовать схему в диалоге с обучающимся человеком,
чтобы он не был пассивным слушателем.
Как управляется доска? Какие тут действуют силы? Что делать, чтобы
повернуть или двигаться прямо?
Пятое - оверштаг.
Оверштаг
имеет смысл показывать разбивая поворот на отдельные фазы, сделал -
остановился, объяснил что сделал и зачем, затем продолжил. Я обычно
показываю оба варианта смены положения ног и переступанием и прыжком,
причем обычно почти все делают смену ног прыжком, пугаются и начинают
делать только переступанием. В качестве развития навыка оверштага можно
показать ускорение поворота доворотом ногами доски и ускорение
притапливанием кормы. Я стараюсь сильно не перегружать все объяснение,
показать только сам принцип. Думаю, что желающие смогут посмотреть
потом оверштаг на видео. Телевизор у нас на станции есть.
Далее - освоение
уваливания и перехода на бакштаг. Очень
важно подчеркнуть,
что при уваливании парус должен веером перейти к наветренному борту.
Уваливание опять же имеет смысл чередовать с приводом и набором высоты.
Далее - движение
курсом фордевинд Стоит
потратить
достаточное время на это, несмотря на то, что движение этим курсом
используется нечасто. Имеет мысл показать также, что при движении
попутно сопротивление, оказываемое швертом можно уменьшить, убрав его.
Притапливание кормы также влияет на управляемость.
Далее - освоение
поворота фордевинд
Существуют
разные подходы к освоению этого поворота. Думаю, что наиболее простым
является освоение фордевинда в простейшем варианте, но стоит сразу
обратить внимание на то, что техника и приемы могут быть различны в
зависимости от матчасти и условий. В дальнейшем можно показать чем
именно отличается техника выполнения поворота. Просмотр видео был бы
тут полезен. http://vkontakte.ru/video-17893249_145129981
Часть 3 Сильный ветер. Оверштаг, фордевинд, прыжки.
Занятие
№2 (2 часа)
Лавировка (может быть выделено отдельным 2х
часовым занятием).
Задача: дойти галсами до заранее выбранной выше по
ветру точки и галсами вернуться.
Это
хороший момент для того, чтобы инструктор сам уже взял доску и
параллельно с обучаемым шел галсами к выбранной точке.
Длинные
галсы как раз позволят использовать время движения для объяснения
теории, терминов и объяснить, какими именно курсами в данный момент
происходит движение.
На это стоит не пожалеть времени, думаю стоит
выделить 2 часа на это.
Следует рассказать о роли шверта, паруса, сносе,
критическом курсе, створах и оптимизации движения на курсе и галсами.
В конце занятия -
подготовка развития навыков фордевинда и оверштага.
Нигде еще не
видел я развернутой классификации вариантов их выполнения.
Я бы нарисовал
это в виде схемы, надеюсь подготовить такую схему.
Занятие
№3 (1-2 часа)
Задача -
отработка поворотов
Обычно
можно выделить около часа на это или немного больше. Я беру несколько
буев, их можно поставить восьмеркой или треугольником и отрабатывать
повороты. При постановке восьмеркой это будут или оба оверштага или оба
фордевинда. Первоначально буи ставятся далеко друг от друга и если все
получается, постепенно ставятся ближе друг к другу. Проще всего это
делать на мели и инструктор может сам постоять в качестве одного буя,
так и объяснять ошибки будет проще. Отработку поворотов можно проводить
и на втором занятии.
Вот как это будет выглядеть:
Схема
Само занятие
Готовимся
глиссировать Положение ног на
доске. Работа паруса.
Достаточно
часто воможность регулировки этого положения (петель) вызывает вопросы
у тех, кто учится. Я обычно пытаюсь разъяснить, зачем это нужно. Для
движения с большей скоростью нужен более сильный ветер, чем он сильнее,
тем больше усилие, передаваемое на нос доски. Следовательно
(см. рис.): 2
- есть возможность сильнее разогнаться и доска маневреннее, когда нос
разгружен 1
- лучше контроль, раньше глиссирование Соответственно,
чтобы компенсировать усилие, нужно стоять дальше от мачты (положение
петель). 4
- можно сильнее разогнаться 3
- раньше глиссирование, проще маневрировать 6
- можно сильнее разогнаться 5
- проще маневрировать
Голословные
утверждения обычно малоубедительны, поэтому я нашел способ показать эту
разницу. На 3 из 4 учебных досок я переустановил петли на разном
расстоянии по длине. В простейшем варианте петли близко к середине и
могут использоваться при малой скорости доски в доглиссирующем режиме.
Для начала ученики привыкают к петлям в водоизмещающем режиме и
убеждаются в пользе петель. Если есть доска с большим количеством
закладных, я ставлю на одну доску 2 комплекта петель, т е 8 петель
одновременно. Чем
мне обычно не нравятся
учебные пособия - о глиссировании обычно сказано немного и неподробно
"вот мы раз! и как заглиссировали!". К чему это приводит - даже
человек, который посмотрел этот учебный фильм, жалуется, что все
глиссируют, а он нет на таком же по площади парусе. А все потому, что
он ходит с недобранным парусом, т к никто ему не рассказал про
вымпельный ветер.
Или
вот такую (http://www.surf-clinics.ru/source/stoika_i_zakritie_1)
В
обучении пользоваться петлями есть 2 варианта - глиссируем и потом
пробуем ногу(или 2) в петли или стартуем с одной ногой в петле, а потом
разгоняемся. Но в любом случае - стабильное глиссирование основа и
бесполезны петли, если глиссирование освоено очень плохо. Нужно
учитывать также заисимость скорости вымпельного ветра по
высоте http://www.caebridge.com/cfd-analysis-windsurfing-aerodynamics-posture-study
Вот вторая
иллюстрация
Второе
после недобора паруса обстоятельство, мешающее правильному
глиссированию - желание сразу вырезаться на ветер до набора скорости.
Лучше плохо глиссировать, теряя высоту, чем не глиссировать не теряя ее.
Пользование трапецией
Показать
как пользоваться трапецией лучше всего вначале на берегу на тренажере.
Нужно показать, что настройка положения трапеционных кончиков основана
на здравом смысле - совпадении точек приложения сил и удобстве. На гик
можно тоже поставить не один, а 2 комплекта трап кончиков разной длины
или в разных местах. А можно еще и надеть 2 трапеции одновременно,
чтобы почувствовать разницу.
Основы безопасности (часть2)
Поскольку
дальнейшее обучение (и самообучение) будет проходить в более серьезных
условиях, стоит рассказать подробнее о предотвращении несчастных
случаев и действиях в опасных ситуациях и при поломке матчасти. Про
самоспасение и поведение в непредвиденных ситуациях стоит рассказать
уже на первом занятии.
Бич старт
Освоение
этого навыка является важным и поэтому стоит потратить достаточное
количество времени на это. Обычно на занятие с инструктором уходит от
получаса до часа, а дальнейшее самостоятельное освоение может быть
более долгим. Матчасть: желательно неширокая доска и небольшой
парус, например, 5-6м. Место: неглубокая (не более 1м) отмель с ровным
песчаным дном, желательно без волны.
Наиболее
распространенной ошибкой при освоении бич старта является активное
противостояние ветру, грубая борьба с парусом и ветром. Нужно сразу
показать, что правильное использование силы ветра позволяет легко и без
усилий добиваться нужного результата. Для начала нужно научиться
перекладке паруса в зависимости от выбранного галса. Если парус
сориентирован в противоположную сторону, то следует 1-взяться за топ
мачты, не поднимая ее высоко над водой вести мачту навстречу ветру,
поворачивая ее относительно шарнира и расположить ее вдоль по
направлению ветра, 2-заведя мачту немного дальше, нажать снизу на парус
и помочь ветру перекинуть его в нужное положение. Держа за топ,
расположить мачту перпендикулярно к направлению ветра и "повесить"
парус на ветер. Перебирая руками по мачте подойти ближе к гику и
взяться мачтовой рукой за мачту, а другой рукой за гик. Сохранять
равновесие с парусом "разгруженным" потоком воздуха. Равновесие
сохраняется 1-изменением угла между ветром и парусом 2-положением
нижнего конца мачты. Далее нужно научиться сохранять равновесное
положение держась за гик обеими руками. На следующем этапе нужно
научиться изменять положение доски за счет движения с парусом в руках.
Затем следует научиться сохранять равновесие, поставив одну ногу на
доску, но не перенося на нее вес. Затем нужно научиться стартовать, за
счет вытягивания на доску парусом. Эти
этапы стоит показывать отдельно и не переходить к следующему раньше
освоения предыдущего. Наиболее простой способ освоить бичстарт - взять
для начала большую доску и маленький, недостаточный парус. Учиться тем
легче, чем меньше глубина, поэтому для начала стоит заходить в воду по
колено. Для того, чтобы доска не цеплялась при этом о дно я иногда
использую укороченный плавник (обрезаный или ломаный).
Водный старт
Техника
водного старта становится обычно понятна тем, кто уже освоил бич-старт.
Для отрыва паруса от поверхности воды иногда используется плавучесть
кормы. В качестве первого шага можно использовать береговой тренажер.
Вторым этапом является дрейф в положении старта. Очень помогает при
этом спасательный жилет. Дальше следует освоить равновесное положение с
опорой задней ногой на корму доски. После этого можно собственно
пробовать стартовать. Необходимо также рассказать, что делать, если при
падении доска с парусом расположились неудачно относительно ветра и как
привести все в правильное положение. Водный старт, в
отличие от бич- имеет смысл учить в обратном порядке вставание-отрыв
паруса-ориентировка. Для
начала нужно научиться дрейфовать в равновесии в стартовом положении -
нога на доске, парус в воздухе. Это все проще всего делать на
мелководье и инструктор может помогать держать равновесие, придерживая
мачту. Сильно помогают процессу 2 одновременно надетых спасжилета,
сильно увеличивающие плавучесть.
Fordewind Jibe
Классический.
Парус отпускается в первой трети поворота. Степ джайб (как
более простой и безопасный). На подветренном борту передняя, а не
задняя нога. Лэй даун. Внутрь
поворота закренивается и доска и парус. Слам джайб=снэп
джайб=сэфети джайб. Центр тяжести низко и доска разворачивается вокруг
притопленной кормы. Для подготовки
лучше всего использовать видеозапись или компьютерные ролики.
Далее тоже имеет
смысл использовать учебное видео для изучения следующих элементов:
Push Tack
Более простой чем
Helicopter Tack, т е без перекладки паруса.
Back Wind
Используется как
компонент во многих элементах.
Helicopter Tack
Парус проходит
через бэквинд.
Duck Jibe
Duck Jibe или
поворот нырком. Парус роняется вперед и внутрь поворота, нижняя
шкаторина проходит над головой.
DUCK TACK
Начинается со
смены положения ног на обратное.
Stall jibe
Stall jibe
(бумеранг).
Spinloop
Вращение после
прыжка.
Body Drag
Буксировка по
воде за доской.
Backwind Jibe
Парус проходит
через бэквинд.
BackWind 360
Разворот когда
парус проходит через бэквинд.
360 Carving
Маневр начинается
как Лэй даун. Внутрь поворота закренивается и доска и парус.
Willy Skipper
Разворот доски
под ногами после прыжка. Нос доски смотрит вниз.
Volcan
Дальнейшее
развитие Willy Skipper. Парус не меняет положения относительно ветра.
Спок
Усложнённый
Вулкан с проворотом доски глиссируя кормой вперёд ещё на 180 гр и
переброской паруса
Front Loop
Кувырок вперед.
Back loop
Переворот назад
на 360 градусов в воздухе.
Фильм Севы
Шульгина "20 шагов на Пути к Океану"
1.Tack 2.Jibe in straps 3.Pover jibe 4.Slam jibe 5.Duck jibe 6.Helikopter 7.Volkan 8.Body drag 9.Jump 10.One hand
jump,grab 11.One foot jump 12.Table top 13.One hand table
top 14.Shove it 15.Forvard loop 16.One foot
forvard loop 17.Cheesroll 18.Back loop 19.Safety 20.Waveriding Думаю,
что фильм будет хорошим помощником в обучении. К сожалению, он пока еще
не продается в Петербурге или просто мне не удалось его найти. Всем
рекомендую найти и посмотреть! Фильм доступен в разделеВИДЕО ВИНДСЕРФИНГна этом
сайте. Прямая ссылка на просмотр фильма http://vkontakte.ru/video-10042517_111131692
Фильм Beginner To
Winner (виндсерфинг для начинающих). Автор King Hippo (англ.)
Очень полезный
фильм, состоящий из 3 частей. Каждая часть примерно 60 мин.