Ошибки
в технике катания и при обучении
Коррекция ошибок и устранение причин
ошибок инструктором
Причины ошибок:
Технические Психологические Физиологические Неправильный
инвентарь (доска/парус), неправильная настройка Неправильный
выбор условий обучения (ветра, волны)
Технические причины - незнание,
неумение, закатанные привычные ошибки.
Психологические
причины - страх.
Может иметь различные причины, иногда и объективные.
Физиологические
причины - возраст
и физподготовка человека будет влиять на технику.
Неправильный
инвентарь - парус и доска могут помочь или помешать обучению.
Неправильный
выбор условий обучения - они могут сделать невозможным или
опасным изучение конкретного приема или помочь
освоить его.
Технические причины ошибок
Незнание и неумение
Все
имеющееся время должно тратиться эффективно. Знание и понимание
принципов и физики виндсерфинга способствует осознанному
управлению парусом
и самим катанием.
А незнание и неумение:
Как выглядит правильное обучение? Это 1 - объяснение теории, 2 -
тренировка на берегу на тренажере и только после этого - выход на воду.
Вот как это примерно выглядит:
Стойка
Стойка является
важным
элементом техники катания - она закладывает фундамент Вашей техники.
Неправильная
стойка: Как
правило она
напряженная, неуравновешенная или неправильно уравновешенная и
ненаправленная.
По фото сразу
видно, кто ученик, а кто инструктор
Неправильно. Ноги
слишком широко.
Сухопутный принцип в данном случае не работает - корма будет тонуть.
Наклоняться в
парус и смотреть в парус, а не вперед - неправильно.
Вы можете кого-то не заметить
Или порыв ветра уронит вас в воду
Понимание
работы паруса
позволяет расслабиться и уравновешивая его тягу эффективно
преобразовывать ее в движение в нужном направлении. Хороший пример -
яхта.
Если
киль большой, то экипаж яхты вися за бортом хорошо помогает
ходу против ветра. Напряженная стойка мешает не только равновесию,
эффективной загрузке паруса, но и мешает правильно отрабатывать
неровности воды - волны.
В
любом виде спорта действует правило - смотрим туда, куда
движемся. Голова повернулась, руки на гике и человек
поворачивается весь.
Типичный пример неправильной стойки (как статического положения) и
самого равновесия как динамической ситуации:
Какправильно стоять на парусной
доске?
"На
первый взгляд кажется просто невозможно устоять на качающейся на волнах
доске да еще и удержать рвущийся из рук парус.
Фокус
состоит в том , не нужно балансировать с дрожью в коленях пытаясь
устоять и удержать парус! А нужно твердо стоять, опираться, висеть на
парусе, так, чтобы не упасть. Как, например, канатоходец идя
по канату машет маленьким веером. У вас же в руках громадный парус!
Это
требует преодоления себя, страха упасть на спину (впрочем всего лишь в
воду), с тем, чтобы сначала поверить а потом убедиться и почувствовать
то, что парус способен держать нас, и что на него всегда можно
опереться. Идти под парусом гораздо легче и положение намного более
устойчиво, чем когда мы стоим в положении "дрейф". Это общая
идея виндсерфинга, на практике присутствуют некоторые детали.
Как правильно
стоять на парусной доске
На
ходу передняя нога должна стоять сразу за мачтой. Нога должна быть
выпрямлена, с помощью нее мы упираемся в палубу. Задняя нога стоит на
погоне выпуска шверта, или сразу перед швертом. Шверт должен быть
выпущен, нога стоит сверху, полусогнута и подпружинена. На заднюю ногу
приходиться та часть нашего веса, которую не может удержать парус. В
слабый ветер, почти весь наш вес приходиться на ноги, и лишь чуть-чуть
на парус. Чем сильнее ветер, тем больше мы висим на гике, и меньше веса
приходиться на заднюю ногу." читать дальше
текст учебника на сайте
Эти
страхи по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного
возраста, пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать
инструктор, чтобы уменьшить их влияние на учеников: 1.Выдать
защитное снаряжение (шлем и спасжилет, например). 2.Выбрать
безопасные условия (ветер, рельеф дна, трафик). 3.Продемонстрировать
безопасность изучаемого приема. Отработать действия в
непредвиденных
ситуациях на всех этапах обучения и убедиться в правильной реакции
ученика на них.
Продемонстрировать безопасность падения с парусом и плавучесть в жилете. 4.Страховать при
обучении. 5.Застенчивого
человека учить индивидуально, а не в группе. 6.Выявить
причину стойкой фобии Стойкий
страх достаточно часто имеет под собой реальное основание.
Мальчик на
фото боится упасть назад и утонуть. Еще бы, ведь кто-то не
выдал ему спасжилет. И не показал, что падать назад безопасно и как
выплыть из-под паруса.
Физиологические
причины ошибок
и работа инструктора
Здесь есть 4
части вопроса: 1.Ощущение
своей физической формы и уверенность в себе помогают человеку справится
со страхом и собраться. Мне нравится работать со спортсменами и вообще
активными людьми. У них лучше и чувство
равновесия и меньше вообще реальная вероятность получить любую травму.
Их реакция на опасные ситуации быстрее и правильнее.
2.Сила,
подвижность, гибкость, равновесие и скорость реакции у людей различны -
инструктор должен учесть это. Даже просто гик ставить в соответствии с
ростом.
3.Тип
темперамента человека повлияет на организацию обучения:
• флегматики - длительное
изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим
числом повторений каждого из них. От инструктора требуется длительное и
подробное объяснение, но в дальнейшем его постоянное присутствие не
обязательно; активные периоды обучения могут быть длительнее, поскольку
флегматики обычно обладают пониженной утомляемостью;
• сангвиники - быстрое
изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым
числом повторений каждого из них. Инструктор может не вмешиваться
постоянно, тем не менее, желательно его периодическое внимание для
своевременного исправления возможных ошибок; активные периоды обучения
могут быть достаточно длительными;
• холерики - быстрое
изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым
числом повторений; необходимо постоянное возобновление ранее
приобретенных навыков, т.е. повторное изучение элементов, освоенных в
предыдущие дни. Инструктору необходимо убедиться, что все объяснения
восприняты правильно; в дальнейшем требуется его постоянное присутствие
и повышенное внимание к правильности выполнения; активные периоды
обучения должны быть короткими, необходимы частые перерывы, во время
которых желательно переключение внимания на вопросы, не связанные с
обучением;
• меланхолики - длительное
изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим
числом повторений; необходимо повторное изучение ранее освоенных
элементов с большим числом повторений. Необходимо постоянное
присутствие инструктора, от которого требуется не только контроль за
правильностью выполнения движений, но и постоянное поощрение; активные
периоды обучения должны быть короткими, но во время перерывов
переключение внимания нежелательно (хорошим вариантом короткого отдыха
может быть изучение теоретических основ виндсерфинга).
Корректировка
методики:
• флегматики - техника
с сильными, но плавными движениями, с выраженной ритмической
составляющей или с постоянством усилий и их строгой дозировкой;
• сангвиники - техника
с сильными резкими движениями и с менее строгой дозировкой усилий, их
постоянство и выраженность ритма не имеют значения;
• холерики - техника
с резкими движениями, без выраженной ритмической составляющей и
дозировки усилий;
• меланхолики - техника
с плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей. По
некоторым данным, меланхолики часто обладают повышенной остротой
мышечного чувства, что позволяет освоить очень тонкую и точную
дозировку усилий, хотя, конечно, это требует большого времени. Склонность
к торможению (у флегматиков и меланхоликов) обычно сопряжена с
замедленными реакциями. По-видимому, носители этих темпераментов могут
испытывать сложности с изменением режима движения на доске.. С другой
стороны, склонные к возбуждению холерики и сангвиники иногда с трудом
осваивают технику, требующую повышенной точности движений.
Многочисленные исследования особенностей развития специфических
двигательных навыков однозначно показывают, что в обоих указанных выше
случаях успешность обучения оказывается выше у лиц, имеющих лучшую
общефизическую подготовку.
4.Обучающийся
чаще всего по-разному может делать симметричные
движения - например повороты направо и налево. Это может быть связано с
различным развитием полушарий мозга или несимметричными травмами
(коленей, ног). Нужно акцентировать внимание человека на этом и начать
с упражнений на "лучшую" сторону, а потом, после роста уверенности
ученика переходить ко второй.
"Неправильный"
инвентарь или его настройка
Инструктор
должен проконтролировать правильность всего!!
Мальчику на
фото выдали взрослую верхушку, а она тяжелая.
А это более
правильный подход - дети с детскими парусами и в спасжилетах:
А вот что
будет, если взять взрослый парус - скроенный под взрослого
мачткарман не даст поставить гик ниже:
Ровно противоположный случай, когда для взрослого гик не ставят под
рост:
И еще вторая распространенная ошибка - выдавать взрослым уж слвсем
маленькие паруса:
Сергей Чупров демонстрирует правильно настроенный парус:
Тут видно подробнее:
Вот как это выглядит в движении - парус представляет собой винтовую
поверхность:
А неправильно настроенный парус это просто плоский лист:
Также важным
моментом является настройка трепеционных кончиков и петель:
Неправильный
выбор условий.
Выбор правильных
условий
для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение. Как
выглядит типичный учебный фильм - "вот мы взяли доску и что-то
делаем". Обычно почти ничего конкретно не говорится о том, как
практически сопоставить силу ветра и размер паруса.
Для самоучек это
обычно приводит к 2 противоположным ситуациям - выходу на воду в штиль
или с гигантским парусом в шквал или отжимную рванину.
Как еще можно некорректно снять учебное видео - инструктор лихо что-то
крутит в сильный ветер на маленькой доске. Ок, но начинающий на такой в
принципе стоять не сможет.
Инструктор из фильма, говорящий "а вот сейчас ветер дует от берега" не
всегда упоминает о том, что у него под боком спасательный
катер! Неровный ветер тоже плохой вариант - парус ведет себя
нестабильно.
Касательно
направления
ветра - нужно всегда рассказывать о том, что направление ветра может
измениться и если уехать дальше определенного места, то могут быть
проблемы с возвращением к берегу, особенно если это мыс или остров.
Программа занятия
сильно зависит от текущей силы ветра. На практике это приводит к тому,
что за время одного 1-1.5 час занятия ветер меняется по силе несколько
раз и это влияет на виды, последовательность и количество упражнений.
При самообучении это реально сложно, то ничего не получается (ветер
мешает), то вроде начало получаться, а потом снова нет.
Не очень понятно, неправильный выбор инструктора это "внешние условия"
или скорее "настройка" "оборудования" :) ?
ИНСТРУКТОР:
7
принципов сознательного качественного обучения
Можно выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие
принципы:
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой
1. Принцип сознательности и активности
В основе этого принципа лежат установленные наукой закономерные
положения:
подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и
самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного
напряжения собственной умственной деятельности;
сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и
факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной
активности учащихся, организации учебного процесса и управления
познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем
методов и средств обучения и др.;
собственная познавательная активность является важным фактором
обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность
овладения учебным материалом.