Виндсерфинг:
Техника
катания

Ошибки в технике катания и при обучении
Коррекция ошибок и устранение причин ошибок инструктором


Причины ошибок:

Технические
Психологические
Физиологические
Неправильный инвентарь (доска/парус), неправильная настройка
Неправильный выбор условий обучения (ветра, волны)

Технические причины - незнание, неумение, закатанные привычные ошибки.

Психологические причины - страх. Может иметь различные причины, иногда и объективные.


Физиологические причины - возраст и физподготовка человека будет влиять на технику.


Неправильный инвентарь - парус и доска могут помочь или помешать обучению.


Неправильный выбор условий обучения - они могут сделать невозможным или  опасным изучение конкретного приема или помочь освоить его.


Технические причины ошибок

Незнание и неумение

Все имеющееся время должно тратиться эффективно. Знание и понимание принципов и физики виндсерфинга  способствует осознанному управлению парусом и самим катанием.
А незнание и неумение:



Рекомендуется смотреть: учебники виндсерфинга и фильмы ЗДЕСЬ.

Как выглядит правильное обучение? Это 1 - объяснение теории, 2 - тренировка на берегу на тренажере и только после этого - выход на воду. Вот как это примерно выглядит:



Стойка


Стойка является важным элементом техники катания - она закладывает фундамент Вашей техники.


Неправильная стойка:

Как правило она напряженная, неуравновешенная или неправильно уравновешенная и ненаправленная.





По фото сразу видно, кто ученик, а кто инструктор


Виндсерфинг - стойка
Неправильно. Ноги слишком широко.
Сухопутный принцип в данном случае не работает - корма будет тонуть.




Наклоняться в парус и смотреть в парус, а не вперед - неправильно.


Вы можете кого-то не заметить



Или порыв ветра уронит вас в воду


Понимание работы паруса позволяет расслабиться и уравновешивая его тягу эффективно преобразовывать ее в движение в нужном направлении. Хороший пример - яхта.

Если киль большой, то экипаж яхты вися за бортом хорошо помогает ходу против ветра. Напряженная стойка мешает не только равновесию, эффективной загрузке паруса, но и мешает правильно отрабатывать неровности воды - волны. 


В любом виде спорта действует правило  - смотрим туда, куда движемся. Голова повернулась, руки на гике и человек поворачивается весь.



Типичный пример неправильной стойки (как статического положения) и самого равновесия как динамической ситуации:




Как правильно стоять на парусной доске?

"На первый взгляд кажется просто невозможно устоять на качающейся на волнах доске да еще и удержать рвущийся из рук парус.

Фокус состоит в том , не нужно балансировать с дрожью в коленях пытаясь устоять и удержать парус! А нужно твердо стоять, опираться, висеть на парусе, так, чтобы не упасть. Как, например, канатоходец идя по канату машет маленьким веером. У вас же в руках громадный парус!

Это требует преодоления себя, страха упасть на спину (впрочем всего лишь в воду), с тем, чтобы сначала поверить а потом убедиться и почувствовать то, что парус способен держать нас, и что на него всегда можно опереться. Идти под парусом гораздо легче и положение намного более устойчиво, чем когда мы стоим в положении "дрейф". Это общая идея виндсерфинга, на практике присутствуют некоторые детали.

Как правильно стоять на парусной доске

На ходу передняя нога должна стоять сразу за мачтой. Нога должна быть выпрямлена, с помощью нее мы упираемся в палубу. Задняя нога стоит на погоне выпуска шверта, или сразу перед швертом. Шверт должен быть выпущен, нога стоит сверху, полусогнута и подпружинена. На заднюю ногу приходиться та часть нашего веса, которую не может удержать парус. В слабый ветер, почти весь наш вес приходиться на ноги, и лишь чуть-чуть на парус. Чем сильнее ветер, тем больше мы висим на гике, и меньше веса приходиться на заднюю ногу." читать дальше текст учебника на сайте

Правильная стойка - виндсерфинг (иллюстрация)
Правильная стойка - интересная статья
АНАЛИЗ СИЛ И РАБОТЫ МЫШЦ: Краткое описание базовой стойки виндсёрфера (парусной стойки)

Фото отлично иллюстрирует ошибки в стойке:



Следующее фото является хорошей иллюстрацией прогрессирования в виндсерфинге и постепенного перехода к правильной стойке.




Вот второй пример - два человека на досках и один из них инструктор:



Вот пара полезных учебных видео:



вот вторая часть     https://youtu.be/suvWig2QCEw


 

Ошибки в катании

Психологические причины ошибок

Что именно должен учитывать инструктор при обучении:

Выявлены следующие группы опасений и страхов:
• бытовые - боязнь травм, ушибов,  и т.д., опасение порвать парус, сломать доску и т п;

• фобийные - страх воды (утонуть), ветра, скорости, страх быть накрытым парусом при падении и т.д.;

• "детские" - боязнь собственной неловкости, ожидание насмешек или поучений;

• социальные - некорректности инструктора, опасение потерять авторитет.

Эти страхи по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного возраста, пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать инструктор, чтобы уменьшить их влияние на учеников:
1.Выдать защитное снаряжение (шлем и спасжилет, например).
2.Выбрать безопасные условия (ветер, рельеф дна, трафик).
3.Продемонстрировать безопасность изучаемого приема. Отработать действия в непредвиденных ситуациях на всех этапах обучения и убедиться в правильной реакции ученика на них. Продемонстрировать безопасность падения с парусом и плавучесть в жилете.
4.Страховать при обучении.
5.Застенчивого человека учить индивидуально, а не в группе.
6.Выявить причину стойкой фобии
Стойкий страх достаточно часто имеет под собой реальное основание.

Мальчик на фото боится упасть назад и утонуть. Еще бы, ведь кто-то не выдал ему спасжилет. И не показал, что падать назад безопасно и как выплыть из-под паруса.


Физиологические причины ошибок
и работа инструктора
Здесь есть 4 части вопроса:
1.Ощущение своей физической формы и уверенность в себе помогают человеку справится со страхом и собраться. Мне нравится работать со спортсменами и вообще активными людьми. У них лучше и чувство равновесия и меньше вообще реальная вероятность получить любую травму. Их реакция на опасные ситуации быстрее и правильнее.

2.Сила, подвижность, гибкость, равновесие и скорость реакции у людей различны - инструктор должен учесть это. Даже просто гик ставить в соответствии с ростом. 

3.Тип темперамента человека повлияет на организацию обучения:

• флегматики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений каждого из них. От инструктора требуется длительное и подробное объяснение, но в дальнейшем его постоянное присутствие не обязательно; активные периоды обучения могут быть длительнее, поскольку флегматики обычно обладают пониженной утомляемостью;

• сангвиники - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений каждого из них. Инструктор может не вмешиваться постоянно, тем не менее, желательно его периодическое внимание для своевременного исправления возможных ошибок; активные периоды обучения могут быть достаточно длительными;

• холерики - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений; необходимо постоянное возобновление ранее приобретенных навыков, т.е. повторное изучение элементов, освоенных в предыдущие дни. Инструктору необходимо убедиться, что все объяснения восприняты правильно; в дальнейшем требуется его постоянное присутствие и повышенное внимание к правильности выполнения; активные периоды обучения должны быть короткими, необходимы частые перерывы, во время которых желательно переключение внимания на вопросы, не связанные с обучением;

• меланхолики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений; необходимо повторное изучение ранее освоенных элементов с большим числом повторений. Необходимо постоянное присутствие инструктора, от которого требуется не только контроль за правильностью выполнения движений, но и постоянное поощрение; активные периоды обучения должны быть короткими, но во время перерывов переключение внимания нежелательно (хорошим вариантом короткого отдыха может быть изучение теоретических основ виндсерфинга).


Корректировка методики:

• флегматики - техника с сильными, но плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей или с постоянством усилий и их строгой дозировкой;

• сангвиники - техника с сильными резкими движениями и с менее строгой дозировкой усилий, их постоянство и выраженность ритма не имеют значения;


• холерики - техника с резкими движениями, без выраженной ритмической составляющей и дозировки усилий;


• меланхолики - техника с плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей. По некоторым данным, меланхолики часто обладают повышенной остротой мышечного чувства, что позволяет освоить очень тонкую и точную дозировку усилий, хотя, конечно, это требует большого времени.

Склонность к торможению (у флегматиков и меланхоликов) обычно сопряжена с замедленными реакциями. По-видимому, носители этих темпераментов могут испытывать сложности с изменением режима движения на доске.. С другой стороны, склонные к возбуждению холерики и сангвиники иногда с трудом осваивают технику, требующую повышенной точности движений. Многочисленные исследования особенностей развития специфических двигательных навыков однозначно показывают, что в обоих указанных выше случаях успешность обучения оказывается выше у лиц, имеющих лучшую общефизическую подготовку.

4.Обучающийся чаще всего по-разному может делать симметричные движения - например повороты направо и налево. Это может быть связано с различным развитием полушарий мозга или несимметричными травмами (коленей, ног). Нужно акцентировать внимание человека на этом и начать с упражнений на "лучшую" сторону, а потом, после роста уверенности ученика переходить ко второй.


"Неправильный" инвентарь или его настройка

Инструктор должен проконтролировать правильность всего!!




Мальчику на фото выдали взрослую верхушку, а она тяжелая.




А это более правильный подход - дети с детскими парусами и в спасжилетах:




А вот что будет, если взять взрослый парус - скроенный под взрослого мачткарман не даст поставить гик ниже:



Ровно противоположный случай, когда для взрослого гик не ставят под рост:




И еще вторая распространенная ошибка - выдавать взрослым уж слвсем маленькие паруса:




Сергей Чупров демонстрирует правильно настроенный парус:



Тут видно подробнее:



Вот как это выглядит в движении - парус представляет собой винтовую поверхность:



А неправильно настроенный парус это просто плоский лист:




Также важным моментом является настройка трепеционных кончиков и петель:







Неправильный выбор условий.

Выбор правильных условий для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение. Как выглядит типичный учебный фильм - "вот мы взяли доску и что-то делаем". Обычно почти ничего конкретно не говорится о том, как практически сопоставить силу ветра и размер паруса.

Для самоучек это обычно приводит к 2 противоположным ситуациям - выходу на воду в штиль или с гигантским парусом в шквал или отжимную рванину.

Как еще можно некорректно снять учебное видео - инструктор лихо что-то крутит в сильный ветер на маленькой доске. Ок, но начинающий на такой в принципе стоять не сможет.


Инструктор из фильма, говорящий "а вот сейчас ветер дует от берега" не всегда упоминает о том, что у него под боком спасательный катер! Неровный ветер тоже плохой вариант - парус ведет себя нестабильно. 

Касательно направления ветра - нужно всегда рассказывать о том, что направление ветра может измениться и если уехать дальше определенного места, то могут быть проблемы с возвращением к берегу, особенно если это мыс или остров.

Программа занятия сильно зависит от текущей силы ветра. На практике это приводит к тому, что за время одного 1-1.5 час занятия ветер меняется по силе несколько раз и это влияет на виды, последовательность и количество упражнений. При самообучении это реально сложно, то ничего не получается (ветер мешает), то вроде начало получаться, а потом снова нет.



Не очень понятно, неправильный выбор инструктора это "внешние условия" или скорее "настройка" "оборудования" :) ?

ИНСТРУКТОР: 7 принципов сознательного качественного обучения


Можно выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой

1. Принцип сознательности и активности
В основе этого принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;
сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др.;
собственная познавательная активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.


продолжение по ссылке