Эта
история началась в 2001 году. Собственно тогда ситуация была как с
виндсерфингом в 2001 году - недостаток информации.
Я пишу этот раздел потому, что считаю, что мне есть что сказать. Этот
сайт построен по принципу - обозреваем необозримое и освещаем
неосвещенное.
Сноуборд
это достаточно молодой спорт, поэтому методик не так много,
по горным лыжам горадо больше теории, причем я специально достаточно
долго
занимался поисками в интернете и толковой информации мало. Можно
порекомендовать посмотреть это
видео и это
видео и еще это
видео Снеженской школы.СкачатьУЧЕБНИК
85МБ можно по этой ссылке. Еще ссылки на учебное видео и
самоучители
есть на других страницах сайта здесь
книги и видео для самообучения
и здесь тоже. http://youtu.be/2j1ea5ODXwI
методика канадской ассоциации инструкторов Особенно
меня огорчила слабая проработка методик и теории на сайтах российских
организаций,
объединяющих и занимающихся подготовкой инструкторов и недочеты методик , правда
в последние
годы все несколько улучшилось, видна ориентация на другие страны -
Францию,
Австрию, Швейцарию. Подготовкой инструкторов занимается 4 российские
организации, более подробно об этом в инструкторском
разделе
этого сайта. Сезон 09/10 был характерен увеличившимися
трениями
между ними и тенденцией к победе одной из двух либо путем
развития, либо
путем административного давления. Я не хочу
сказать, что должно возникнуть какое-то единообразие, но даже у нас у
4х
инструкторов в 2001 году были 4 разные методики, поэтому тот, кто сумел
поговорить со всеми, потом сказал мне с удивлением "ВЫ ! ВСЕ !
Рассказываете
СОВЕРШЕННО разные вещи !" На что я
ответил "А как же!" (т е интегрируй, складывай все вместе, ты сам
горнолыжник,
перенеси свой опыт на сноуборд). Что он сам потом и сделал.
Единообразие
в методике имеет как свои плюсы, так и свои минусы и я считаю, что
лучше
всего промежуточный вариант - есть некоторая обязательная
часть-минимум,
которую должны все знать, но люди не винтики, учить всех
нужно по-разному. По-крупному
- в обучении на сноуборде есть ротационная и антиротационная школы, как
собственно в свое время и в лыжах были. Подробнее про история сноуборд методики обучения
рассказано в другом разделе этого сайта.
Сама методика Национальной
Лиги по обучению сноуборду более точно описана в разделах УПРАЖНЕНИЯ и ОШИБКИ.
Ниже
- методика попроще и она годится только для индивидуального обучения.
Зачем она нужна:
1.Вы хотите научить знакомых и не сильно заморачиваться с теорией этого
2.В вашем городе есть снег, зима и горка, но нет людей, которые могут вас научить
3.Вы не хотите/не можете платить за инструктора/подъемник
База
в моей работе - методика Национальной лиги инструкторов,
которой я придерживаюсь и членом которой являюсь. Если излагать совсем
кратко - повороты на переносе веса тела. Я мало
рассказываю
про ротацию, ну только в самых крайних случаях, если по другому совсем
никак и человек готов бросить учиться совсем.
Простейшая методика
обучения - сноуборд:
С
большим удивлением обнаружил свою методику на одном из сайтов, про нее
было написано "это ну самая простая методика, дальше некуда". Вначале
меня огорчали позаимствованные с моего сайта материалы, теперь мне
просто кажется, что тырят то, что хорошо написано :)
Отвечая на встречные претензии - у меня на сайте цитирование в кавычках и с гиперссылками на источник.
Вводная
часть
Первое-второе
занятия, думаю, не имеет смысла делать длиннее, чем 1-1.5 часа,
большинство
людей устают уже к концу первого часа. А второе занятие, думаю, стоит
провести
через 2-3 дня. Имеет смысл использовать все имеющиеся средства защиты,
как минимум выдавать наколенники. Многие при виде наколенников
спрашивают,
а нет ли ................такой "толстой и мягкой подушки на зад". "Идя
навстречу пожеланиям...." - мне пришлось завести и ее, защита
надевается
сверху на штаны. Внешне она больше всего напоминает сидячую серфовую
трапецию.
Нововведение года - защита на руки (используется защита для
катания
на роликах). К этому приходится прибегать, иначе каждый год бывает один
случай подозрения на перелом. Среди моих аргументов - наши
доктор-травматолог
(который работает в нашем горнолыжном центре), всегда катается
сам в такой
защите тоже.
Работа
инструктора
Достаточно
часто обсуждаемым является вопрос как должен работать инструктор,
должен
ли инструктор по сноуборду ехать рядом на сноуборде. Часть инструкторов
так и делают, часть используют лыжи или сноублейды. Думаю, что
инструктор,
например, автошколы отнюдь не должен ехать рядом с учеником на второй
машине,
а для того, чтобы научить лошадь прыгать через препятствие не
обязательно
прыгать рядом с ней. При групповом обучении да, нужно брать самому
сноуборд
и показывать что делать и использовать думаю лучше всего методику Лиги
Инструкторов. Подход Лиги по ее методике строгий - инструктор при
обучении сам тоже на сноуборде. У меня аргументы
такие - при движении инструктора пешком скорость ниже, это безопасность
увеличивает и заставляет учиться самостоятельно скорость
контролировать.
Кроме того, при повороте на меньшей скорости нужно более активно в
повороте
работать и более правильно поворачивать, соответственно тот, кто
правильно
научился поворачивать при медленном движении уже быстро сам без проблем
поедет. При небольшой нагрузке инструктор может передвигаться пешком
(первоначальное
обучение), при большом количестве обучающихся за сезон проще
пользоваться
лыжами или сноублейдами. Работая на лыжах можно будет проще
помогать ученику
пользоваться подъемником и вместе с ним ехать на одном бугеле. Но я это
правильным не считаю - нужно просто научить самостоятельно пользоваться
подъемником (что собственно я и делаю). Разумеется, совершенствование
техники
катания потребует использования инструктором сноуборда, при этом очень
удобен сноуборд с креплениями степ-ин под горнолыжный или жесткий сноу
ботинок. Скажу сразу
- мне не всегда нравятся стандартные методики обучения, а также попытки
сразу
научить делать резаные повороты не прибегая к скользящим, что для лыж,
например, достаточно реально.
Начало
Разумеется,
имеет смысл для начала рассказать, как правильно падать!!
:)
С этой проблемой лучше всего справляются люди, занимающиеся
единоборствами
- всегда падают грамотно. Обучаемый
и инструктор поднимаются к выбранному для обучению участку пешком (это
становится похоже на разминку). Участок выбирается ровный, плоский,
пологий
и не слишком длинный. Это позволит чередовать спуск с подъемом чаще,
что
менее утомительно для учащегося. Подъем к месту обучения я использую
для
объяснения правил безопасности на склоне и обосновываю выбор данного
участка. После подъема
к точке старта у обучаемого появляется время для отдыха, а у меня
соответственно
время на краткое изложение теории и плана занятия.
Схема
движения.
Имеет смысл
научить обучаемого правильно выбирать самому участок для обучения и
траекторию
движения по нему, состоящую из участков прямолинейного
движения, которые позволят контролировать скорость, и участков
поворотов.
Также
всегда среди катающихся можно показать и наглядные примеры того, как не
нужно учиться кататься.
В начале
процесса обучения чаще всего задаются вопросы 1-как тормозить, 2-как поворачивать Поэтому
именно про это и следует рассказать в первую очередь. Но начать
разумеется следует с понятия о кантах и закантовке.
Я рассказываю
про "верхний" кант и демонстрирую - плоско лежащий на склоне сноуборд
соскальзывает,
закантованный будет двигаться на канте. Таким образом решается вопрос
про
прямолинейное движение. Не следует выбирать уж очень пологий склон, на
нем невозможно будет акцентировать внимание на закантовке. Следует
упомянуть
и про перекантовку, стараясь для негорнолыжников ее так не называть.
Регулирование
скорости при прямолинейном движении в траверсе.
Про "раскантовку"
и "поворот от склона, поворот к склону" я вижу смысл рассказывать
только
горнолыжникам с такими терминами знакомыми, для всех остальных это лишь
усложнит достаточно простые на самом деле вещи и в самый ответственный
момент они будут судорожно пытаться вспомнить, как именно называлась та
самая штука..............ну как ее........... У кайтеров
существует обучающий прием называть стропы управления "тормозами",
чтобы
в тот момент, когда змей выдет из под контроля и теория вылетит из
голова
напрочь судорожно дергать не за "клеванты", а именно за "тормоза". Так и здесь
- передняя нога газ, задняя тормоз. При переносе веса тела на переднюю
ногу (носок) доска поворачивает вниз и разгоняется, на заднюю -
поворачивает
вверх и останавливается. Т е для гуфи - как на автомобиле, газ правой
ногой,
тормоз левой. А регуляр "купил японский авто" и у него все наоборот. Как в "Алисе"
Льюиса Кэролла - "откусишь с одной стороны-уменьшишься". Это даже не
совсем
перенос веса, а нажатие-надавливание. Практика
показывает, что даже про раскантовку рассказывать не надо - при
переносе
веса тела происходит переключение внимания с закантовки и доска поэтому
раскантовавается "сама". Все эти
понятия я стараюсь проиллюстрировать держа в руках борд и используя его
в качестве наглядного пособия, что на самом деле не очень удобно.
После решения
вопросов с прямолинейным движением, разгоном и торможением я перехожу к
демонстрации принципа поворота, но упоминаю, что эта техника поворота
(закручивание
рук и тела в повороте) будет использоваться только при первоначальном
обучении,
а в дальнейшем (при катании, а затем при изучении резаных поворотов)
будут
использоваться другие приемы. Прошу обучаемого
встать ко мне лицом, ноги вместе и демонстрирую, махи руками в стороны
приводят к движению (повороту) тела и ног, а следовательно и сноуборда.
В самом простом варианте мах делается передней рукой (это проще всего
сделать
внизу на выкате). Я достаточно
скептически отношусь к возможности человека впервые вставшего на
сноуборд
выполнять одновременно несколько специфических движений и еще следить
за
равновесием. Думаю поэтому обучение поворотам по традиционной методике
(за счет кантования либо переноса веса тела) происходит так медленно.
Возможно,
что это и приводит в перспективе к более грамотной технике и резаному
ведению,
но большинству тех, кто учится нужно просто помочь научиться побыстрее.
Не стоит забывать и о финансовой стороне вопроса - не все могут себе
позволить
длительное обучение.
Теперь можно
начинать застегивать крепления. Для обучения выбирается достаточно
пологий
участок, поэтому на нем обычно можно это сделать не сидя, а стоя.
Инструктор
при этом придерживает доску.
Первый этап Старт-нажатием
на газ (носок передней ноги). Инструктор держит обучаемого за обе руки
и они начинают движение. Во время движения прошу обучаемого переносом
веса
тела с одной ноги на другую освоить разгон и торможение на прямом
участке
при движении прямо на закантованной доске. Перед поворотом происходит
остановка
и обучаемый делает поворот вокруг инструктора как вокруг центра
поворота,
держа его за руки. При этом
я при каждом повороте обращаю внимание на то, что после поворота должна
произойти перекантовка. Этап считается
законченным, когда перекантовка и разгон-торможение в целом освоены и
для
поддержания равновесия инструктору достаточно поддерживать обучаемого
только
за одну руку.
Корейцы
изобрели интересную штуку для облегчения процесса Help Board
Второй этап
- самостоятельное освоение поворотов. Хорошими
подготовительными упражнениями являются J-повороты, выполняемые вначале
с поддержкой инструктором, а затем самостоятельно. Траектория
движения в дальнейшем также будет состоять из участков прямолинейного
движения
и участков поворотов. Во время поворота обучаемый, держа инструктора
"задней"
рукой делает плавный мах передней рукой в зависимости от направления
поворота.
Рука в повороте обгоняет доску (винтоугловое движение).
Третий этап
- еще больше самостоятельности. Как извесно,
автомобиль с исправным рулевым управленим может буксироваться на гибкой
сцепке! Обучаемый
получает "ремень безопасности" и держит его рукой, второй конец держит
инструктор. Это является больше психологической, чем фактической опорой
для того, кто учится, но позволяет инструктору страховать и
контролировать
скорость. Другим полезным приспособлением может быть сломаная г/л
палка,
снабженная рукоятками с обеих сторон. Неуверенно
движущихся держу на "коротком поводке", наматывая ремень на руку.
Уверенно
движущемуся удлинняю. Страховочное приспособление может быть разным.
Вот Андрей использует обруч:
Четвертый
этап - самостоятельное движение. Движение
проходит по той же траектории, что и на предыдущих этапах. Обучаемый
движется
самостоятельно, инструктор движется параллельно и помогает в случае
необходимости. Типичные
проблемы - страх, неправильный
вход в поворот. Устранение
- повороты прыжком
на 180; вход
в поворот отрабатывается
при помощи бокового соскальзывания с загрузкой передней ноги, помощи
рукой
и возврата к соскальзыванию.
Пользование
подъемником. Во
время
отдыха и подьема пешком рассказываю о пользовании подъемником на
примере
людей, движущихся в данный момент на нем на досках. Правильная стойка
отрабатывается без доски и без подъемника. Нужно просто встать в паре
метров от движущихся на досках людей, повторитьь и запомнить
правильное положение тела и загрузку ног. В конце
занятия (часа) идем учиться пользоваться подъемником. У нас (Туутари-парк)
установлены швабры (Т образные). Наилучшим вариантом будет освоить
правильное
положение не на включенном, а на выключенном подъемнике и только потом
пробовать ехать.
Для
многих
этого (одного часа) занятий оказывается достаточно для того, чтобы
начать
дальше учиться самостоятельно. Наиболее быстро прогрессируют при
обучении,
разумеется, горнолыжники и для многих 30-40мин занятия бывает
достаточно
для освоения принципа управления сноубордом. На втором месте я бы
выделил
скейтеров - управление скейтом (маленькой доской) на асфальте (без
проскальзывания)
близко по уровню сложности и родственно сноуборду. Думаю, что занятия
виндсерфингом
(доска) и коньками (взаимодействие конька-канта со льдом-снегом) тоже
родственны
и дружественны сноуборду. В этом году у меня занималась ученица,
катающаяся
летом на вейке, у нее тоже соответственно было очень мало проблем с
освоением
сноуборда. В плюс идут также занятия теннисом - там тоже есть
передняя и задняя нога и перенос веса тела с ноги на ногу при
ударе.
Повороты с разгрузкой
Имеет смысл
рассказать о разгрузке
вверх и вниз и достаточно хорошо это закрепить. Лига Инструкторов
использует
в качестве основы для обучения катанию поворот с переносом веса тела.
Это
тоже нужно показать, особенно людям недогружающим заднюю ногу в
повороте.
Резаный поворот и совершенствование
техники
Следующими
этапами обучения являются
освоение независимой работы частей тела (руки, плечи) и
резаный поворот.
Освоение резаного поворота следует начинать с J-поворотов. Поворот
должен
происходить только за счет постановки доски на кант без отклонения тела
от перпендикуляра к ее плоскости. В конце каждого поворота во время
остановки
инструктор по следу доски помогает обучаемому проконтролировать
четкость
выполнения поворота и отсутствие сброса. После отработки по отдельности
поворотов на переднем и заднем канте нужно начать связывать их вместе,
останавливаясь вначале после 2-3, контролируя траекторию по следу.
Перекантовка
Следует обратить
внимание на то, что
перекантовка в резаном повороте должна происходить не на линии падения
склона, как ранее, а ДО пересечения доской линии падения склона.
Положение рук и плечей
После освоения
резаного поворота в
положении "руки и плечи вдоль доски" следует "поставить их на место" и
начать отрабатывать повороты в положении "руки и плечи постоянно
развернуты
вперед перпендикулярно доске" (при этом при выполнении поворотов
полезно
"внутреннюю" руку не опускать к центру поворота, а наоборот поднимать
вверх,
а "внешнюю" руку отводить в сторону). Кроме того, следует освоить и
положение
"руки и плечи параллельны склону и смотрят вниз по линии падения
склона".
Резаный поворот с ускорением
Ближайшей
аналогией является движение
на слаломном скейте по горизонтальной поверхности - доску можно
ускорять
или замедлять за счет работы тела и перемещения центра тяжести. Думаю,
что освоение ускоряющего/замедляющего поворота на скейте и является
наиболее
эффективным для освоения такого поворота на сноуборде. Для некатающихся
на скейте могу привести такую аналогию - качели. Раскачиваться можно в
такт и они будут качаться сильнее или в противофазе, тогда качели будут
тормозиться.
Обучение
детей сноуборду
Общее мнение,
существующее среди как
горнолыжников, так и негорнолыжников состоит в том, что сноуборд
сложнее
в освоении, чем горные лыжи. Это не так для большинства людей,
исключение
составляют только дети. Действительно, горные лыжи естественнее по
биомеханике
и движениям, поэтому дети 3-4 лет могут достаточно уверенно чувствовать
себя на лыжах и редко справляются в таком возрасте с управлением
сноубордом.
Во многом поэтому спортшколы по горным лыжам принимают детей с 5 лет, а
по сноуборду с 10. Но как известно, во всех правилах существуют
исключения,
поэтому попробовать можно и в 5-7 лет. Это всего лишь вопрос мотивации,
если мама катается на сноуборде, папа на лыжах, дети с большой долей
вероятности
могут и в 6 лет освоить сноуборд. Пусть даже это и будет только боковое
соскальзывание. Можно ли
научиться кататься на
сноуборде не в 7 лет, а раньше? Некоторые дети смогут освоить сноуборд
в более раннем возрасте. Интересные примеры: http://www.youtube.com/watch?v=RbzZJOWT7ok
5 year old snowboarding http://www.youtube.com/watch?v=Xx6iN-fyxnY
3 year old snowboarder ripping it up at Bear Mountain. http://www.youtube.com/watch?v=E_Mvil8TTV4
2 year old snowboarder
Кто раньше?