Горные лыжи - техника катания

Горные лыжи - ошибки в технике катания и обучении.
Коррекция ошибок и устранение причин ошибок инструктором.


Причины ошибок:

Технические причины - незнание, неумение, закатанные привычные ошибки.
Психологические причины - страх. Может иметь различные причины, иногда и объективные.
Физиологические причины - возраст и физподготовка человека будет влиять на технику.
Неправильный инвентарь - параметры лыж могут помочь или помешать обучению.
Неправильный выбор склона - параметры склона могут сделать невозможным изучение конкретного приема или помочь освоить его.
Ошибки переноса - опыт других видов спорта неправильно влияет.

Технические причины ошибок

Стойка

Стойка горнолыжника является важным элементом техники катания - она закладывает фундамент Вашей техники.

Неправильная стойка:

"Чаще всего, это поза с напряженной спиной, стесняющая движения, утомительная и неустойчивая. Иногда в таком положении руки лыжника оказываются блокированными, и он не может эффективно пользоваться палками, утрированно отводя их в стороны или опуская во время поворотов. Иногда оказываются блокированными и ноги лыжника.
Еще одно следствие напряженной спины - непроизвольное смещение назад при увеличении крутизны склона. В этом случае, попадая на более крутой участок, лыжник сталкивается с резким ухудшением управляемости лыж, и единственное, что он может предпринять - это перейти в низкую стойку и спускаться по прямой до выезда на пологий участок. 

Напомним, что основная стойка индивидуальна и зависит от особенностей телосложения конкретного лыжника, однако, во всех случаях: 
• центр тяжести тела должен проецироваться примерно на уровне середины стопы, что обеспечивает продольное равновесие; 
• все отделы тела должны сгибаться и разгибаться пропорционально, принимая равное участие в формировании более или менее низкой стойки; 


Желание СТОЯТЬ прямо и вертикально НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО:   • при спусках по склонам разной крутизны положение тела относительно лыж не меняется, как будто склон наклоняют вместе со стоящим на нем лыжником. 





Ошибочные стойки трудно исправлять, поскольку они осваиваются на самых первых этапах обучения, и их принятие быстро доводится до автоматизма. Заставлять лыжника следить за своей позой обычно малоэффективно, особенно, если он занят изучением каких-либо новых приемов. По-видимому, лучшим выходом является подбор упражнений, связанных с изменением стоек, например, преодоление перегибов и бугров. Кроме того, можно выполнять прыжки с естественных трамплинов, заканчивающиеся мягким приземлением, пологие плавные повороты на достаточно большой скорости в низкой стойке и т.д. Эти упражнения можно выполнять в начале каждого дня занятий или чередовать с другими. " (справочник горнолыжника)

 

Как проиллюстрировать этот фрагмент справочника горнолыжника? Достаточно полно можно отрывком из книги Ж.Жубера. С момента выхода книги прошло немало лет, техника катания изменилась, но взгляды на правильность горнолыжной стойки по-крупному не изменить. Картинки нарисованы достаточно давно, но вполне нормально, хотя на сегодня здесь уже не 100% все так. 
Правильная стойка и ошибки стойки на видео
 
По материалам книги Ж.Жубера "Самоучитель горнолыжника"
СМОТРЕТЬ НА НОСКИ ЛЫЖ ПРИ СПУСКЕ — СЕРЬЕЗНАЯ ОШИБКА
        Эта ошибка очень сильно распространена среди лыжников и, к сожалению, трудно поддается исправлению. Тем не менее вам следует набраться терпения, чтобы избавиться от нее. Это нужно не только для того, чтобы освоить правильную технику, но и чтобы испытать наибольшее удовлетворение от спусков по трассам, окруженным чудесным  снежным пейзажем. Только восприятие обстановки во время спуска, просмотр трассы могут дать нужные ориентиры для поддержания равновесия. Если же ваше поле зрения ограничивается двумя носками лыж и небольшим участком снега, по которому они скользят, то вам явно недостает нужных ориентиров.
Чтобы избавиться от недостатка, сосредоточьте взгляд на каком-нибудь предмете, расположенном в 100 или 200 м ниже по склону, и спускайтесь частыми поворотами, не уводя от него взгляд. Поначалу вы будете периодически смотреть то на ориентир, то на носки лыж. Но проявите настойчивость, и вы быстро добьетесь успеха. Другой способ: катайтесь в 10 м позади своего друга и непрерывно смотрите на него. Попробуйте, и вы скоро почувствуете своего рода  высвобождение. Лыжи перестанут быть для вас тем самым предметом, о  котором надо все время думать, а превратятся как бы в продолжение ног, и только тогда вы сможете держать равновесие так же непринужденно, как хороший горнолыжник.
ПРАВИЛЬНАЯ ЛИ У ВАС СТОЙКА?
Возможно, вы относитесь к той части лыжников, которые привыкли к неправильной стойке все время катаются в ней. И тогда исполнение всех приемов в этой стойке становится сомнительным и в зависимости от случая в большей или меньшей степени теряет свою действенность.  Наиболее типичны и серьезны две ошибки—постоянный наклон тела вперед или назад (но о них мы будем говорить в другой раз). А сейчас  рассмотрим «безобидные» ошибки, которые вполне могут быть причиной неустойчивости вашего равновесия.
Слишком выпрямленная стойка, особенно для лыжника или лыжницы высокого роста, становится  очень неудобной при превышении некоторой скорости, во-первых,  потому, что при этом легче нарушается равновесие, и, во-вторых,  потому, что движения в суставах мешают восстановлению нарушенного  равновесия. Таким образом, высокая стойка мешает удержанию  равновесия и ограничивает возможности быстрых и точных реакций,  которые отличают хорошего лыжника.
Слишком согнутое и скованное положение приседа.
Чтобы сохранять низкое положение приседа, надо напрягать мышцы. Для хорошо тренированного спортсмена это, быть может, и  нетрудно. У других такое сильное приседание сковывает мышцы, и это  очень мешает перегруппировкам усилий в мышцах, которые обеспечивают равновесие.
Чересчур «сломленное» положение туловища ведет к  сбоям в равновесии. Наиболее часто такая стойка сочетается с недостаточно согнутыми и иногда даже напряженными ногами.

Болтание «сломленного» туловища.
На ровных склонах это не очень мешает устойчивости, но на бугристых участках и в частых поворотах ведет к сильным наклонам туловища вперед. Это опасно особенно при падениях вперед. Такой  недостаток можно исправить только косвенным путем: попробуйте сильнее сгибать ноги, сохраняя гибкость их движений для амортизации  при прохождении бугров и смягчения перегрузок в поворотах. Следите  также за правильным положением таза (см. далее). Другое эффективное средство: постоянно держите кисти впереди на уровне груди, никогда не опускайте их — так стабилизируется положение туловища.

Прогнутая или напряженная спина —также большой недостаток

Впалая спина.

Его не всегда бывает легко определить как у других лыжников, так и у себя. К характерным признакам такой стойки, которая может быть следствием особенностей телосложения, относятся: слишком вертикальное положение туловища и его некоторая упругость, незначительное отведение плеч назад, положение; предплечий и кистей примерно в одной плоскости с туловищем, выпячивание груди. Движения туловища становятся монолитными; вместе с ним в движение вовлекаются плечи, руки и даже голова. Уколы палками чаще всего поверхностны и неэффективны. В этом случае не только нарушается равновесие, но и наверняка вырабатываются существенные ошибки в технике исполнения движений.  Исправить этот недостаток непросто, на это потребуется много времени. Старайтесь впредь кататься держа кисти рук как можно больше впереди и вобрав в себя грудь, при таком положении спина прогнется назад. Таким путем вы сможете добиться расслабления мышц спины и свободы действий рук и плечевого пояса.

Закрепощенное положение рук сзади, прижатые с боков туловища или позади него локти, крестообразное положение рук наблюдаются большей частью у лыжников с выгнутой вперед грудью или ровной, чаще всего напряженной спиной 

Выпячивание локтей, примкнутое положение локтей и нормальная стойка.

     Приподнятое положение локтей, округлое очертание рук обусловлено скованностью плечевого пояса и шеи и наиболее часто встречается у лыжников с привычным для них «вобранным» положением таза, которые используют вращательный бросок для входа в поворот и ведения его. Высокие взмахи руками перед нанесением уколов характерны для лыжников, привыкших к задней стойке. Выбрасывание рук вперед-вниз при исполнении поворотов наблюдается у лыжников, которые чересчур сильно наклоняются вперед. Округленное, крабообразное положение рук характерно в основном для лыжников, предпочитающих размашистые движения бедер в поворотах.  



Для понимания правильной стойки посмотрите на человечка справа ->

В вашей стойке сильно подобран таз

Это обычно связано с особенностью телосложения, и недостаток во время катания на лыжах обычно довольно заметен. Подобранное положение таза ведет к прогибу в пояснице. Стоя, вы можете легко почувствовать такое положение за счет разворота в тазобедренных суставах: втяните сильно живот и прогнитесь в пояснице — опустятся  ягодицы, и таз будто бы подберется. Теперь выдвиньте таз назад-вверх, и он развернется в противоположном направлении, как бы выпятится. Это другая ошибка, о которой я скоро буду говорить. Если вы подберете таз, то каждый раз при попытке согнуть ноги вынуждены будете выдвигать колени вперед; при этом очень сильно сгибаются голеностопы, что приводит к наклону тела вперед.

Выпяченное положение таза.
Однако вы, наверное, уже заметили, что при такой; стойке ухудшается качество сцепления лыж со снегом. Вы должны, с одной стороны, сильно наклонять колено нижней ноги внутрь в траверсах на крутых и леденистых склонах, а с другой стороны, вам не удаются резкие динамичные закантовки. Тазобедренные суставы как бы чересчур  подвижны и смягчают тем самым вертикальные нагрузки на лыжи. Кроме того, при продолжительном катании в такой стойке легко могут возникнуть болезненные ощущения в пояснице. 
Как же избавиться от этого недостатка? Просто: катаясь, убирайте таз, особенно в те моменты, когда необходимо обеспечить сцепление кантов со снегом. Упорство и настойчивость помогут вам изменить навыки и исправить стойку во время катания, даже если это укоренившийся недостаток вашей осанки.
СИЛЬНО ОТКЛОНЯЕТЕСЬ НАЗАД! В наши дни хорошие лыжники никогда не злоупотребляют задней стойкой.

Правильная стойка и ошибки стойки на видео

Горные лыжи. Ошибки в катании

1)скованность движений 
2) размашистые движения 
3) задняя стойка 
4) наклон в сторону поворота 
5) внешняя нога прямая 
6) вращение корпуса и многие другие




Горные лыжи - выявление ошибок
Главным оружием для выявления ошибок является видеосъемка. Постарайтесь двигаться максимально медленно, при этом все ошибочные движения вылезут наружу.





Виды ошибок:

Опять таки хочу сослаться на два наиболее доступно излагающих этот вопрос сайта - "справочник горнолыжника" и youcanski.com:

Непроизвольный упор 

"Это случается, в частности, в тех случаях, когда лыжник, обучающийся поворотам на параллельных лыжах, прекращает занятия на этапе изучения техники плуга или упора. Оба этих приема настолько просты и эффективны, что быстро доводятся до автоматизма и в дальнейшем могут стать серьезной помехой в совершенствовании техники.
Как правило, лыжник, в общем овладевший классическим поворотом на параллельных лыжах, делает кратковременный упор верхней лыжей при входе в поворот вниз, что особенно заметно на крутых склонах.
При использовании резаного ведения также может проявляться непроизвольный упор верхней лыжей, особенно, если лыжник перешел на карвинговые лыжи, уже владея основами классической техники.
В обоих случаях эта ошибка сравнительно легко исправляется, поскольку применение упора, вообще говоря, усложняет вход в поворот.
Напомним, что при входе в классический поворот обычно выполняется разгрузка лыж, которая обязательно должна быть направлена перпендикулярно к склону, в то время как использование упора заставляет лыжника сохранять вертикальное положение или даже наклоняться к склону. В результате, для начального разворота лыж требуются большие усилия, и поворот становится слишком резким и энергичным. Для исправления этой ошибки можно начать осваивать плавные повороты на высокой скорости, что уже было рекомендовано выше для исправления ошибочных стоек. При этом необходимо следить за плавностью входа в поворот и добиваться как можно более узкого следа от проскальзывания задников, который должен иметь вид узкого и ровного полумесяца без изломов.
При входе в резаный поворот тело лыжника может быть не только перпендикулярным к склону, но и иметь наклон вниз, что позволяет добиться начального прогиба лыж, направленного в обратную сторону, т.е. вверх. Использование кратковременного упора заставляет лыжника входить в поворот с сильным опозданием, причем его корпус оказывается развернутым относительно лыж в наружную от поворота сторону. Для исправления этой ошибки рекомендуют то же самое упражнение - плавные повороты на высокой скорости, но с использованием резаного ведения. При этом следует добиваться как можно более раннего входа в поворот за счет возможно более сильного наклона тела вниз - лыжник должен "ложиться под склон", оказываясь на какое-то время "вверх ногами". 
Для большей наглядности можно выполнять это упражнение (с классическим или резаным ведением) на склоне, размеченном флагами наподобие трассы слалома-гиганта. Можно также выполнять повороты при подъеме на контруклон, что похоже на хаф-пайп, любимый сноубордистами и сторонниками "новой школы".
Некоторые современные авторы рекомендуют весьма эффективное, но, до некоторой степени, опасное упражнение - выполнение сопряженных поворотов в расстегнутых ботинках. Регулярное повторение этого упражнения на ровном пологом (до 10°-15°) склоне способствует развитию тонкой координации и дозировки усилий при входе в поворот, что, в свою очередь, позволяет достаточно быстро устранить и непроизвольный упор.

Резкий разворот лыж 

Эта ошибка характерна для лыжников, изучающих классическую технику на достаточно крутых склонах (более 15°). С увеличением крутизны начинающему лыжнику сложно освоить разгрузку, направленную перпендикулярно к склону, и он пытается преодолевать сцепление лыж со снегом за счет чрезмерно сильного разгибания вертикально вверх (как при подскоке). В результате, лыжи разворачиваются на месте, после чего скользят боком, сильно тормозят и практически не управляются.
Иногда слишком сильный начальный разворот лыж связан с неправильной стойкой или с психологическим дискомфортом, возникающим при развороте лыж точно вниз и заставляющим лыжника как можно быстрее переходить в косой спуск. Обычно после резкого разворота лыжник непроизвольно переносит вес на внутреннюю (верхнюю) лыжу, давление на внешнюю уменьшается, и ее задник сильно проскальзывает под действием непогашенной инерции вращения корпуса. 
Для исправления этой ошибки можно воспользоваться упражнениями, уже описанными выше - выполнять повороты на высокой скорости, осваивать вход в поворот разгибанием верхней ноги, добиваясь, чтобы разгрузка всегда была направлена перпендикулярно к склону. 
Кроме того, при изменении крутизны склона положение лыжника относительно лыж должно оставаться неизменным, как будто землю наклоняют вместе с движущимся лыжником. В частности, это значит, что непосредственно перед входом в поворот вниз по склону лыжник должен перенести свой центр тяжести в том же направлении. Для исправления ошибок, связанных с перемещением центра тяжести при изменении крутизны склона, можно рекомендовать эффективное упражнение, обычно называемое "гирляндой". Оно состоит в выполнении серий сопряженных поворотов наискосок склона, так, что один поворот приводит лыжника на линию ската (точно вниз по склону), а следующий - возвращает в косой спуск. Конечно, необходимо освоить гирлянду как вправо, так и влево. 

Длинные траверсы 

Многие лыжники, в том числе - достаточно опытные, иногда не могут плавно сопрягать повороты и делают между ними длинные косые спуски (траверсы). Чаще это проявляется на крутых или бугристых склонах. 
Эта ошибка может быть связана с предыдущей, поскольку подготовка к кратковременному упору верхней лыжей отвлекает внимание лыжника и требует времени. В некоторых случаях отсутствие сопряжения поворотов может быть обусловлено отсутствием отдачи у слишком мягких лыж или плохим чувством равновесия. 
Для исправления этой ошибки можно рекомендовать выполнение одиночных поворотов с предповоротами, добиваясь, чтобы разгрузка точно совпадала по времени с отдачей лыж после предповорота. При этом необходимо следить, чтобы предповорот каждый раз заканчивался короткой резкой закантовкой. В дальнейшем можно переходить к сериям поворотов с предповоротами, постепенно увеличивая скорость. 
Еще одно эффективное упражнение - спуски по склонам средней крутизны, покрытым глубоким мягким снегом. В этом случае плавное сопряжение поворотов обычно оказывается единственно возможным способом спуска, и даже первый поворот вниз по склону может быть выполнен только после предповорота, обеспечивающего некоторую свободу для начального разворота лыж и позволяющего высвободить их носки из снега. Конечно, это упражнение предназначено не для начинающих лыжников, и мы рекомендуем его тем, кто уже имеет опыт катания, уверенно выполняет повороты, но испытывает трудности с их плавным сопряжением. 
Хорошим упражнением является также выполнение серий сопряженных классических поворотов на очень пологом склоне и на предельно низкой скорости (3-5 км/ч, скорость пешехода). Как и в предыдущем случае, плавное сопряжение оказывается единственно возможным, поскольку только отдача лыж может обеспечить усилие, необходимое для начала поворота на малой скорости. При этом можно считать про себя, выполняя повороты в едином ритме на три счета: 
• раз - вход в поворот (разгрузка, укол палкой и начальный разворот лыж); 
• два - скольжение по дуге с проскальзыванием задников; 
• три - закантовка для выхода из поворота и подготовка к следующему. 

Понятно, что это упражнение не предусматривает резаного ведения лыж, требующего гораздо большей скорости. 
Очень эффективное упражнение, позволяющее освоить плавное сопряжение поворотов (как классических, так и резаных) - катание по "узкой" трассе - отмеченному флагами коридору шириной 1.5-2 м. Обычно "узкие" трассы устанавливают на пологих склонах (10°-15°), длина поворотов может составлять 10-15 м.

Ошибки и их устранение (видео)

 

Горные лыжи. Ошибки в катании

источник таблицы: http://www.youcanski.com/russian/instruktorskaya/xorosho_i_ploxo.htm
Плохо 

Опережающий поворот корпуса. Эта ошибка также весьма и весьма популярна. Поворот плеч и бедер при их большой мышечной массе является очень мощным и более естественным, но при этом очень легко загрузить внутреннюю лыжу вместо внешней и невозможно создать большой угол закантовки. Это приводит к падению, особенно на крутых склонах, а закрутка корпуса к склону в конце поворота, ведет к позиции когда начать следующий поворот весьма затруднительно.

 Плохо 

Наклон корпуса к склону. Если мы побаиваемся, и пытаемся как - бы отстраниться от нырка вниз, а кроме этого боимся упасть, то результат происходит обратный  т к  в результате мы оказываясь на верхней лыже, теряем угол закантовки на нижней, и падаем на верхнее бедро. Стараясь отклониться от того, чего мы боимся - линии падения склона - мы только усугубляем положение.

Плохо

Опора на внутреннюю лыжу. На свете нету лыжника который бы этого не совершал. Это основная причина всех падений от новичков до олимпийских чемпионов.

Плохо 

Отставание внешней руки. Встречается очень часто. Когда наша внешняя половина повернута назад, происходит отклонение корпуса от направления движения лыж, запаздывание входа в следующий поворот и в результате потеря равновесия.

Плохо

Поворот на современных лыжах не требуют никаких вращательных усилий. Несмотря на это, мы продолжаем стараться повернуть их для изменения направления движения. Для этого лыжи ставятся плоско (чего современные лыжи не любят) но, несмотря на это, мы продолжаем их вращать пока не поставим на кант. В результате пятки начинают проскальзывать, а мы продолжаем пихать их пока носки не станут поперек склона, что останавливает проскальзывание и замедляет движение. Люди которые поворачивают таким образом говорят, что они ненавидят современные лыжи. На самом деле они просто работают против  их конструкции

 Плохо
Старайтесь не делать лишних движений корпусом. не размахивайте руками. Ваш корпус должен смотреть в направлении вашего движения. 
 Плохо 

Не сжимайте ручки палок, как бы стараясь их раздавить. Таким образом вы закрепощаете корпус и плечи и теряете возможность произвести правильный укол палкой.

Плохо 

Раньше мы должны были делать мощные вертикальные движения (сгибания - разгибания) для облегчения входа в поворот. Сейчас это не нужно. Чересчур высокая стойка закрепощает суставы и лишает гибкости, а мощное сгибание пружинит лыжи в результате чего очень легко оказаться в задней стойке и потерять контроль над происходящим.

 

Горные лыжи и разножка

В чем вредность разножки. Дело даже не в том, что она приводит к неправильному положению корпуса. Дело в том, что человек привыкает поворачивать только за счет разножки. Начинает поворот с нее. Это входит в привычку. Пока со склоном все в порядке, это прокатывает, но посмотрим, что произойдет в минимальный расколбас. Смотрим это видео на 0:25-0:49 мин

Именно так и происходят уборки из-за разножки. По пухляку такая техника катания не прокатывает вообще - загруженная сильнее внешняя лыжа тонет глубже и начинает отставать, а она уже и так отстает из-за разножки.
Смотрим еще одно видео, снятое GO PRO и смотрим внимательно на носки лыж и разножку http://youtu.be/Hcoc9euI0tk
Видно, что и на крутом склоне разножку тоже нельзя делать слишком большой.
Как нужно было поступать, чтобы научиться кататься на крутом склоне (где лыжи в повороте стявят поперек) - начать с пологого склона (1), научиться ставить лыжи уже (2). Посмотрите внимательно на это тут https://youtu.be/_Mc5X-icPSw и если так у вас уже получается, то попробуйте так https://youtu.be/XFDL-JGuoWI

Психологические причины ошибок

Что именно должен учитывать инструктор при обучении:
Были выявлены следующие группы опасений и страхов:
• бытовые - боязнь травм, ушибов, холода и т.д., опасение сломать лыжу или палку;
• фобийные - страх скорости, высоты, края, прикосновения к холодному снегу и т.д.;
• "детские" - боязнь собственной неловкости, ожидание насмешек или поучений;
• социальные - некорректности инструктора, опасение потерять авторитет.

Эти страхи по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного возраста, пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать инструктор, чтобы уменьшить их влияние на учеников:

1.Выдать защитное снаряжение (шлем, наколенники и т п)
2.Выбрать безопасный склон.
3.Продемонстрировать безопасность изучаемого приема.
4.Страховать (за руку или другим методом) при обучении.
5.Застенчивого человека учить индивидуально, а не в группе.
6.Выявить причину стойкой фобии

Стойкий страх достаточно часто имеет под собой реальное основание. Пара примеров: У ученика на сноуборде не получается поворот с переходом с переднего канта на задний, стойко не получается. Пробуем  выяснить причину - рассказывает, что в детстве упал в колодец, сидел на краю и упал спиной вниз. После выяснения истиной причины дела пошли лучше, начал поворачивать.
Противоположная ситуация - девушка не может стоять на заднем канте, т. е. спиной к склону. Выяснилось, что занимается скалолазанием и для нее только положение "лицом к горе" является нормальным, а спиной к горе "я сорвался, упал и повисну на страховке". И тоже, после того, как она поняла причину, дела пошли лучше.

В работе инструктора 3/4 успеха это психология. Важно понимать, что инструктор должен аккуратно относиться к понятию ОШИБКА и правильно мотивировать занимающихся:



Главное меню
Горные лыжи Обучение
Начинающему
Книги и DVD
Для детей
Про учебник
Методика
Ваш уровень?
Упражнения
Физподготовка
Ссылки
Трюки
Инструкторам
Виндсерфинг
Что это?
Обучение
Начинающему
Ветер&??????
Учебники
Методика
Программа
Профи-уровни
Энциклопедия
Споты мира
Видео учебн.
Клубы
Трюки
Погода СПб
Обзор по СПб
Доски ССТ
Паруса ССТ
Ремонт досок
Кайты
Обучение
Начинающему 
Учебники
Методика
Ссылки
Трюки
История кайта
Обзор по СПб
Сноуборд
Обучение
Начинающему
Про учебник
Методика
Травматизм?
Упражнения
Ошибки
История
Книги и DVD
Ссылки
Инструкторам

 
Физиологические причины ошибок
Здесь есть 4 части вопроса:
1.Ощущение своей физической формы и уверенность в себе помогают человеку справится со страхом и собраться. Мне нравится работать со спортсменами пришедшими из других видов, не из горных лыж. У них  лучше и чувство равновесия и меньше вообще реальная вероятность получить любую травму.
2.Сила, подвижность, гибкость, равновесие и скорость реакции у людей различны - инструктор должен учесть это.
3.Тип темперамента человека повлияет на организацию обучения:

• флегматики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений каждого из них. От инструктора требуется длительное и подробное объяснение, но в дальнейшем его постоянное присутствие не обязательно; активные периоды обучения могут быть длительными (несколько часов), поскольку флегматики обычно обладают пониженной утомляемостью;
• сангвиники - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений каждого из них. Инструктор может не присутствовать постоянно, тем не менее, желательно его периодическое внимание для своевременного исправления возможных ошибок; активные периоды обучения могут быть достаточно длительными;
• холерики - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений; необходимо постоянное возобновление ранее приобретенных навыков, т.е. повторное изучение элементов, освоенных в предыдущие дни. Инструктору необходимо убедиться, что все объяснения восприняты правильно; в дальнейшем требуется его постоянное присутствие и повышенное внимание к правильности выполнения движений; активные периоды обучения должны быть короткими, необходимы частые перерывы, во время которых желательно переключение внимания на вопросы, не связанные с обучением;
• меланхолики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений; необходимо повторное изучение ранее освоенных элементов с большим числом повторений. Необходимо постоянное присутствие инструктора, от которого требуется не только контроль за правильностью выполнения движений, но и постоянное поощрение; активные периоды обучения должны быть короткими, но во время перерывов переключение внимания нежелательно (хорошим вариантом короткого отдыха может быть изучение теоретических основ горнолыжной техники).

Корректировка методики:
• флегматики - техника с сильными, но плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей или с постоянством усилий и их строгой дозировкой;
• сангвиники - техника с сильными резкими движениями и с менее строгой дозировкой усилий, их постоянство и выраженность ритма не имеют значения;
• холерики - техника с резкими движениями, без выраженной ритмической составляющей и дозировки усилий;
• меланхолики - техника с плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей. По некоторым данным, меланхолики часто обладают повышенной остротой мышечного чувства, что позволяет освоить очень тонкую и точную дозировку усилий, хотя, конечно, это требует большого времени.
Склонность к торможению (у флегматиков и меланхоликов) обычно сопряжена с замедленными реакциями. По-видимому, носители этих темпераментов могут испытывать сложности с освоением сопряжения поворотов. С другой стороны, склонные к возбуждению холерики и сангвиники иногда с трудом осваивают технику спуска по льду и насту, требующую повышенной точности движений. Многочисленные исследования особенностей развития специфических двигательных навыков однозначно показывают, что в обоих указанных выше случаях успешность обучения оказывается выше у лиц, имеющих лучшую общефизическую подготовку.
4.Обучающийся катанию на горных лыжах часто по-разному может делать симметричные движения - например повороты направо и налево. Это может быть связано с различным развитием полушарий мозга или несимметричными травмами (коленей, ног).


Горные лыжи. Ошибки переноса

Прежде всего стоит вообще рассказать, что такое этот самый "перенос".
Перенос это влияние занятий другим видом спорта на текущие. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным (положительный и отрицательный перенос) Положительно влияют на освоение горных лыж те виды спорта, которые принципиально похожи на них. Например - велоспорт (движение, повороты, наклон в повороте и взаимодействие с центробежной силой, равновесие). Едешь, держишь равновесие и поворачиваешь.
Это на лыжи похоже. Противоположный пример - тяжелая атлетика (статика, усилия). Это на лыжи здорово непохоже и будет мешать. Стоит оговориться - все это справедливо лишь в среднем (о проблеме переучивания).
Как проявляется ошибка переноса и что делать
Отрицательный  и положительный  перенос  обычно  проявляются  только тогда, когда  навык  закрепился устойчиво (человек до  лыж занимался  5-7 лет каким-то другим видом спорта).  Как  с этим поступить инструктору - объяснять  людям различия (выяснив предварительно какими видами спорта занимались до) и сходства  с лыжами  (в стойке, движениях, равновесии и т.д.) и стараться объяснять в их ключе.
Мой любимый пример такой - инструктор, занимавшийся до этого боксом и шарящий в этом виде спорта и у него занимается боксер на лыжах. Боксер машет руками, крутит корпусом и его заносит на каждом повороте соответственно. Инструктор - "смотри, поворот влево - и левой снизу в челюсть, поворот вправо - правой". И все ура - заработало.
Когда отрицательный перенос отступает:
Если иметь дело со спортсменом высокого уровня (мастер, кмс), то отрицательный перенос проявляется меньше. Думаю, что 1-на хорошем уровне в подготовке больше офп и разнообразия дополнительных видов спорта, которые туда войдут, например будет тот же велосипед, как циклическая нагрузка и т.д., 2-на хорошем уровне уровень владения своим телом лучше, 3-больше навыков анализа/самоанализа движений.

 

Неправильный инвентарь 

Инструктор должен проконтролировать правильность выдачи инвентаря в прокате и не надет ли правый ботинок на левую ногу  :)
Учить поворачивать, разумеется, для начала лучше на немного более коротких лыжах. Существуют методики, которые длину лыж считают одним из главных параметров и меняют ее в процессе обучения от коротких к более длинным. Читать про МЕТОДИКА UPS

Я стараюсь сам протестировать все модели прокатных лыж, чтобы знать что кому лучше выдавать.

Неправильный выбор склона

Выбор рельефа и снежных условий для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение. Неправильно поступают инструкторы, когда выбирают очень пологие склоны. На таком рельефе менее опасно находиться, но выполнять приемы труднее. Склоны следует подбирать такие, на которых лыжник развивает достаточную скорость и имеет наиболее благоприятные условия для выполнения приема. И разумеется, рельеф учебного склона не должен вызывать боязнь у учеников. Наличие или отсутствие пригодного для обучения конкретному приему склона повлияет на то, как именно будет построено занятие. При сильно переменном рельефе склона на различных участках склона выполняются РАЗНЫЕ упражнения. План занятий инструктор должен построить исходя из склона, состояния снежного покрова, загруженности самого склона в это время, уровня техники ученика и многих других факторов.

Неправильный выбор инструктора
Смотрим видео:



Этот человек считает, что он инструктор.
Смотрим видео и жмем на стоп:
0.05 плуг
0.07 завал внутрь поворота (смотрим на левую руку)
0.12-0.14 завал на внутр. лыжу приводит к тому, что ноги разъехались в разные стороны
0.14-0.15  теперь разножка - одна нога уехала вперед на полметра
0.15 четкий плуг и завал на внутр.ногу
Авторы ролика помогли нам и дальше идет то же замедленно.
И что мы не заметили сразу? Больше смотрели на руки, чем на ноги.
0.38 плечи в повороте опережают лыжи (руление корпусом)
0.42 лыжи едут в разные стороны, непераллельность 15-20 градусов
0.43 четкий завал внутрь поворота
1.13 У МЕНЯ СЛОЖИЛОСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ОН НЕ УМЕЕТ ДЕРЖАТЬ ЛЫЖИ ПАРАЛЛЕЛЬНО
1.48 поворот начинается с рук и вращения внутрь плечами
Я не нашел на видео НИ одного кадра правильного катания !


Коррекция ошибок. Самостоятельная работа
источник http://ruski.eu/2010/02/blog-post_23.html

Тут надо отметить следующее - в итоге он стал инструктором кстати.
"Надо было подправить следующие ошибки:

Неправильная стойка в повороте
Колени вместе
Иногда заваливание назад после поворота
В стойке внешнее плечо должно быть ниже внутреннего, что бы воображаемая линия, проведенная через плечи, была параллельна линии, проведенной через ботинки (см. картинку). Это важно что бы распределить вес более равномерно на обе лыжи. Что бы исправить эту проблемы я выполнял следующие упражнения:

Нажатие рукой большого, воображаемого рычага с внешней стороны поворота. Нажатие производится всем телом. Внутреннее плечо при этом остается наверху. Руки в исходном положении находятся достаточно широко и направлены вперед.
при поворотах тащить палки по снегу, это заставит внешнее плечо опуститься.
При повороте достать рукой до внешнего ботинка.
Ноги до колена должны быть параллельны. Это важно что бы добиться одинаковой закантовки лыж и помочь распределить нагрузку на обе лыжи более равномерно. Выполняемые упражнения:

Держать руки на коленях и при повороте прижимать внутреннее колено наружу. Мне очень понравилось это упражнение, сразу после вжимания внутренней ноги чувствуется ускорение поворота.
Держать 2 кулака между коленями. На мой взгляд, это упражнения лучше подходит для поворотов проскальзыванием. Для карвинга оно мне не очень понравилось.
При скольжении тело вынуждено догонять лыжи, поэтому подседание назад достаточно частая ошибка. Я иногда подседаю в завершающей части поворота. Выполняемые упражнения:

Поворот проходится в низкой стойке а при выходе из поворота подъем происходит не просто вверх, а вверх и вперед, как будто встаешь со стула. На следующем этапе можно добавить движение наискось в сторону поворота, как будто выходишь в дверь, которая начинается у носка внешней лыжи. Эти движения мне так же очень помогли, они позволяют войти в поворот в правильной стойке и лучше загрузить лыжи.
Следить, что бы голени все время чувствовали давление на язычок ботинка."

Как убрать ошибку

Нужно:
1.Выявить одну/несколько своих основных ошибок. Помогает видеосъемка или толковый инструктор
2.Составить для себя план(ы) занятий по их устранению.
3.Подобрать для этого соответствующие упражнения
4.Контролировать свой прогресс (опять же видео).

Материалы этого сайта помогут вам в вашей самостоятельной работе. Успехов вам!