ВИНДСЕРФИНГ ЭТО -"Виндсерфинг
—
водный вид развлечения
и спорта с использованием специального снаряжения в виде лёгкой доски
небольшого
размера (2—4,7 м), изготовленной из плавучего материала.
Доска
приводится
в движение парусом, присоединённым посредством гибкого элемента
—
шарнира.
Этот снаряд также называют виндсерфингом, или «парусной
доской» (отсюда).
Виндсерфинг это гибрид парусного судна и доски для сёрфинга. Парусная доска похожа
на маленькую яхту, но с важным отличием: управление осуществляется не
рулём,
а путём наклона мачты с парусом, а при движении в режиме глиссирования
и с помощью наклона самой доски с борта на борт. Задача спортсмена
заключается
в том, чтобы, стоя на доске и удерживая парус за поперечину, именуемую
гиком, расположить парус относительно ветра таким образом, чтобы на
парусе
возникла сила тяги. Сила, действующая на парус, передаётся доске не
только
через опору мачты, но и через ноги спортсмена, приводя конструкцию в
движение.
Управление парусной доской по курсу осуществляется смещением паруса
вперёд
или назад вдоль доски, а так же поворотом паруса вокруг мачты.
Спортсмены на доске — виндсёрферы — могут скользить по гладкой воде сколь угодно долго при наличии ветра. Также они могут кататься на больших волнах вплоть до момента обрушения волны, и совершать эффектные прыжки. Виндсёрфинг — многогранный вид спорта: в зависимости от пристрастий человека, одним он может давать неспешное скольжение по воде, в сочетании с отдыхом на природе; для других может быть взрывным адреналиновым спортом. Что характерно для современного виндсёрфинга, он часто становится стилем жизни, как средство бесконечного совершенствования и самовыражения человека. Виндсерфинг возможен при любой силе ветра, отличной от нуля Катание можно разделить на два вида — в глиссирующем режиме и в водоизмещающем. В водоизмещающем режиме доска поддерживается на плаву за счет силы Архимеда, а в глиссирующем в значительной мере за счет подъемной силы набегающего потока. Глиссирующий режим более сложен для освоения. Обычно требуется достаточно сильный ветер (около 6-7 м/с). В то же время наиболее широкие гоночные доски («Формула виндсерфинг») с большим парусом могут глиссировать уже при ветре 3-4 м/с. Виндсерфингом в России (как и во всем мире) занимаются на любом подходящем водоёме. Со временем сложилось несколько популярных мест, куда едут российские виндсерферы. Несомненный лидер, мекка российского виндсерфинга — коса Должанская. Также популярны Анапа, Ейск и Донузлав на территории соседней Украины. В северной части России лидерство у Санкт-Петербурга и его окрестностей. У жителей Центральной России популярны Селигер и Плещеево озеро. Одними из наиболее популярных мест катания российских сёрферов за пределами России является Египет и Красное море, а также виндсерфинг во Вьетнаме, Турция, Кипр, Марокко, Испания, Канарские острова, Греция, Италия и атлантическое побережье Португалии. ИСТОРИЯ Существует
версия, что
самым первым
человеком, создавшим доску с парусом, был Питер Чилверс (Peter
Chilvers),
12-летний английский подросток на южном побережье Англии — на
о.
Хэйлинг
(Hayling). Однако среди виндсерферов существует и множество других
версий
о том, кто является истинным изобретателем этого вида спорта. Теория
про
Питера Чилверса — одна из многих.
Изобретение виндсерфинга так же связывают с другими именами: Ньюмана Дарби (Newman Darby) часто считают первым человеком, которому в начале 60-х пришла в голову идея закрепления паруса на плавающей платформе. Свой макет он опубликовал в 1965 г. в августовском номере журнала Популярная Наука (Popular Science). В 1954 им была организовала компания под названием Darby Industries, которая должна была заниматься производством первых прототипов досок. Однако доски придуманные Дарби не встретили особой популярности. Джим Дрейк (Jim Drake), калифорнийский авиационный инженер, и его друг Хойл Швейцер (Hoyle Schweitzer) смогли поставить виндсерфинг на коммерческую основу. И Хойл и Дрейк оба были серферами, и однажды к ним пришла в голову идея объединить доску и парус. Дрейк создал дизайн первой серф-доски с треугольным парусом. Швейцер популяризовал этот вид спорта. Первые парусные доски, изготовленные Дрейком и Хойлом получили название Baja Boards видео.
Торговец из Сиэтла, взявшийся за
продажу нового
оборудования,
предложил имя «Windsurfer». В 1968 г. Дрейк и
Швайцер
запатентовали свое
изобретение; патент на «Виндсерфер»
(«Windsurfer») был оформлен в 1971
году. В 1973 г. Швейцер полностью выкупил права у Дрейка. Швайцеру
некоторое
время не удавалось найти в США хоть кого-либо, заинтересованного в
массовом
производстве оборудования для виндсёрфинга. В конце концов его поиски
переместились
в Европу, где он встретил Тэна Кейта (Ten Cate) — датского
промышленника,
специализирующегося на производстве текстиля, в том числе
синтетического.
Вместе с ним они организовали производство досок в Европе (Голландия,
1973
г.).
Швейцер продолжал технически совершенствовать оборудование и стремился к максимально возможному удешевлению производства досок, парусов и самого оборудования. Фиберглас как материал для производства досок уже не устраивал Швейцера — нужен был более прочный, долговечный, легкий и дешевый материал, которым оказался полиэтилен. В Европе локальные компании ринулись производить оборудование для виндсерфинга. в 1983 г. Швейцер пытаться через Швейцарский суд бороться с нарушением своих прав на патент, но суд был проигран в пользу компании-производителя Мистраль (Mistral), которая предоставила в доказательство чертеж доски Дарби, что был создан задолго до того, как был выдан патент Швейцеру 70-е годы ознаменовались патентными войнами и судебными разбирательствами как в Европе, так и в Америке. Патентная война в Европе базировалась на терминологии: если компания Швейцера называлась «Windsurfer», то есть так же, как основной производимый продукт, то конкуренты использовали для аналогичной продукции термин «sailboard» (парусная доска). Через некоторое время модель с названием «Windsurfer» была снята с производства и постепенно этот термин стал именем нарицательным. Читать дальше
История
виндсерфинга России
Виндсерфинг в СССР 1974-1979 Виндсерфинг в СССР 1980-1985 Виндсерфинг в СССР 1986-1989 Виндсерфинг 1990-1999 Доски
Монотипы Классификация
В 1970-х и 1980-х
годах, виндсерфинг
разделялся по дивизионам. В то время все доски были достаточно
большими,
и как правило со швертом (daggerboard). Доски с плоским днищем
относились
к дивизиону I (Windsurfer, Windglider). Доски с водоизмещающим
корпусом,
как лодки или яхты относились к дивизиону II (Lechner). И наконец,
доски-тандемы
с 2-мя и более парусами, относились к дивизиону III. Короткие доски без
шверта обозначались, как просто «доски для
удовольствия»
(Funboard). Сегодня
класcификация досок сильно поменялась и сейчас деление ведется по типам:
*
«Олимпийский
класс» - монотип, принятый олимпийским комитетом для участия
в
олимпийских
играх. На сегодняшний день это RS:X - универсальная доска со швертом и
максимальным количеством настроек. Во время гонки спортсмен двигает
мачту
по погону на доске, добивает и травит парус по гику и по мачте и
регулирует
наклон шверта. Олимпийская доска рассчитана на гонки в любых условиях и
годится, как для водоизмещающего режима, так и для глиссирующего. В
олимпийских
гонках разрешен и широко применяется пампинг (гребки парусом).RS:X
прекрасно
лавируется и может идти на ветер круче любой другой доски.
*
«Формула»
(Formula Windsurfing) - широкие доски (около 1 метра), объемом в
основном
от 130 литров и больше. Предназначены для использования в слабый ветер
(от 3-4 м/с) с наибольшими парусами (до 12.5 кв.м). Длинный плавник
(65-70
см) позволяет идти довольно круто к ветру. Из безшвертовых досок,
«Формула»
лавируется лучше всего.
* Wave(вейв) - доски для катания по волнам. Отличаются маленьким размером(длина 230 - 260 см, ширина 50 - 60 см) и объемом (65 - 90 литров). Приспособлены для выполнения специфических поворотов на волне, многие из которых заимствованы из классического сёрфинга. * Фристайл - более широкие чем вейв, эти доски приспособлены для выполнения акробатических трюков на гладкой воде таких как Вулкан (Vulcan),Спок (Spock),Флака (Flaka) и других элементов, сочитающих в себе, как правило, прыжок и обороты.
*
Слалом -
облегченные доски, приспособленные для достижения максимальной скорости Кроме
того, существуют
доски, предназначенные
для установления рекордов скорости. ПРИМЕР
КЛАССИФИКАЦИИ
ДОСОК ПО НАЗНАЧЕНИЮ http://www.star-board.com/2010/products_myboard.php Паруса
Парус для
виндсерфинга
представляет
собой вертикальное крыло. Движущая сила возникает за счет разности
скоростей
обтекания воздушного потока внутренней и внешней сторон профиля паруса.
Паруса изготавливают из полиэфирной пленки, полиэфирной ткани (капрон, лавсан, дакрон, dacron) или майлара, для усиления может использоваться кевларовая сетка. Парус для виндсерфинга, как правило имеет треугольную форму. Кромка паруса называется шкаториной (сторона треугольника). По передней шкаторине, парус имеет мачткарман, в который продевается мачта. Латы - жесткие пластины, идущие перпендикулярно мачте - служат для увеличения жесткости паруса и придания ему формы. В нижнем углу паруса (галсовый угол) предусмотрено крепление. Это, либо вшитое кольцо, либо люверс, либо блок роликов. Если на парусе только кольцо или люверс, то необходим еще и крючок с роликами, что бы набивать (натягивать) парус по мачте. Другая система роликов находится на стакане в основании мачты. Веревка (шкот), пропущенная через эти ролики, образует полиспаст, позволяющий приложить значительные усилия для набивки паруса. Задний угол (дальний от мачты) называется шкотовым. Гик одним концом крепиться на мачту, к другому концу (нок) с помощью веревки (шкота) крепиться шкотовый угол паруса. Гик, охватывающий парус с двух сторон называется Уишбон (Wishbone). Сторона паруса от шкотового угла до галсового называется нижней шкаториной. Верхний угол паруса называется топ. Обычно топ имеет упор для верха мачты. Иногда на парусах размером до 6 м.кв. используют настраиваемый топ (варитоп) с ремнем и стопором. Для больших и гоночных парусов в топ встроен подшипник, что бы парус легче закручивался по мачте. Принципиально паруса различаются упорные (камберные) и простые. В камберных парусах на латы устанавливают от 1-го до 5-ти пластиковых упоров (камберов), которые служат для удержания формы. Камберные паруса дают лучшую тягу, но тяжелее и сложнее обычных. Обычно камберы ставят на парусах большой площади, используемых для гонок. Главной характеристикой паруса является его площадь в квадратных метрах. Площадь парусов варьируется от 1 м.кв. (детские паруса) до 13 м.кв. Дополнительное
снаряжение
* Шарнир - предназначен для крепления паруса к доске. Шарниры бывают карданного типа или с гибким элементом. * Стакан - предназначен для соединения мачты с парусом и шарниром. * Трапеционные лини - петли, закрепленные на гике, за которые цепляются крюком трапеции * Трапеция - широкий пояс, жилет и т.п., снабженный специальным крюком. Служит для снижения нагрузки на руки во время катания.
Семинар: Виды оборудования для виндсерфинга
Соревнования
|