Главное меню
    Кайты    
Обучение
Начинающему
Учебники
Методика
Ссылки
Трюки
История кайта
Обзор по СПб
Сноуборд
Обучение
Начинающему
Пособие
Методика
Упражнения
Травматизм?
Книги и DVD
Ссылки
Инструкторам
Горные лыжи
Обучение
Начинающему
Для детей
Пособие
Методика
Ваш уровень
Упражнения
Ссылки
Трюки
Книги и DVD
Инструкторам
Виндсерфинг
Что это?
Обучение
Начинающему
Ветер&???
Учебники
Методика
Программа
Профуровни
Энциклопедия
Споты мира
Видео,книги
Клубы
Трюки
Погода СПб
Обзор по СПб
Доски ССТ
Паруса ССТ
Ремонт досок
О методике и концепции UPS Санди Муровца
(Концепция основана на применении лыж разной длины)



Книгу Санди Муровца "На канто" мне подарили друзья весной 2010 года. И не промахнулись, Аня - спасибо! Что еще можно подарить инструктор инструктору - конечно же книжку о лыжах, совсем хорошо, если эта книга будет современной и по методике обучения. Самое интересное, что в сезоне 2009-2010 сам использовал и блейды и короткие лыжи для обучения. Большинство людей скажут "обучение на коротких? это уже было". Это так, но не совсем. Что именно было - еще сам Матиас Здарский использовал при обучении лыжи 150см., но после него их перестали использовать. Новое возрождение "150 см" начал в 1951 году Карл Колер — директор лыжной школы Китцбюэля, он и разработав GLM — Graduated Length Method.

Затем уже в США в 1958г. Клифф Тейлор использовал метод GLM Gradual lenght method) - учил вначале на лыжах 50см., потом постепенно длину лыж увеличивал, доводил до 160, а потом люди уже катались на своих 200-210см., тогда использующихся,
https://www.skiinghistory.org/lives/clif-taylor
Выглядело это так:



Клиф Тейлор служил в 10- й горной дивизии и получил «Пурпурное сердце» во время битвы за хребет Рива. После войны Тейлор продолжал кататься на лыжах и был в 1948 году инструктором в Mad River Glen. Там он увидел «goon», более короткие лыжи-твинтипы. Тейлор и его коллеги-инструкторы любили выполнять трюки на лыжах. Тейлор также заметил, что некоторые ученики лыжных школ, которым было трудно учиться на длинных лыжах, преуспели на коротких. В 1955 году Тейлор женился на Мэри Пратт и переехал в Браттлборо, штат Вермонт, где стал инструктором в Хогбэк Маунтин. Он начал экспериментировать, используя укороченные лыжи, чтобы научить студентов перед тем, как поставить их на лыжи стандартной длины. Первоначально он использовал обычные лыжи и ножовку, чтобы сделать их короче, но успех его подхода привел его к созданию лыжной компании Shortee. Короткие лыжи были сделаны длиной в три фута, четыре фута и пять футов длиной.


Он и книгу написал, кстати. Это 1961 г.

Букинистическая редкость сегодня. Вот он на обложке, при этом слово СНОУБЛЕЙДЫ похоже еще не было изобретено, он показывает нам "короткие-короткие" лыжи. Радикально короткие. Были выпущены фирмой HEAD специальные короткие лыжи для этого.



Вот и еще пара его книг. Вот 1964г.




Вот книжка 1973 г.


 
Но тогда это как-то не пошло. Почему?
Лыжи 50 см это фактически коньки, тщательной подготовки склонов как сейчас не было, да и техника тогдашнего катания не масштабировалась так прямо. Как дальше развивалась ситуация с обучением на коротких лыжах? Например, японская инструкторская ассоциация хорошо к ним относится. Кстати, если Вам интересно, как работают японцы-инструктора см. http://ngsa-web.com/ и пример видео http://www.youtube.com/watch?v=LNPShf2Ltq4 и еще уроки  японских инструкторов http://www.youtube.com/user/ngsaskiworld
Некоторый прогресс наметился когда сноублейды получили нормальную карвинговую геометрию и например швейцарская Вилларс Ски Скул с 1974 года работает по GLM http://www.villarsski.ch , причем судя по их ютьюб каналу и при обучении детей тоже используются более короткие лыжи чем обычно.

Существует исследование эффективности GLM.

Метод использует очень мало технических объяснений и характеризуется большим количеством действий и самопознания. GLM был очень популярен в Соединенных Штатах, особенно в Киллингтоне, Аспен Хайлендс и в любом другом месте, где Тейлор продвигал свой метод. Методы обучения с использованием коротких лыж также были разработаны в Австрии Карлом Коллером , во Франции (Ski Evolutif ) Пьером Грунебергом и Робертом Бланком и в Германии ( Ansteigenden Ski Längen --ASL) Мартином Пухтлером . Начиная с появления «БигФутов» Кнейссла длиной 63 см, несколько авторов предложили использовать подобные методы обучения начинающих. Одним из основных отличий между Big Foot и GLM является переход,  используемый для ознакомления ученика с более длинными лыжами. Для переходного этапа в методе Big Foot используется Big Foot на одной ноге и полная длина лыж на другой.

О концепции UPS

Расскажу о системе UPS максимально просто (ну я всегда стараюсь не грузить мозг читателям), раздел спортивной техники, могула и ньюскула в этот рассказ включать не буду, большинству читателей он пока не понадобится, а желающие могут приобрести книжку и прочитать самостоятельно. Мне разрешили использовать фото с семинара Санди в Москве, буду их скачивать и постепенно выкладывать в дополнение к упражнениям. Фото много, примерно 300 шт и нужно будет отобрать  нужные. Еще будет нужно на них стрелочки и надписи нарисовать для пояснения.

С некоторым сожалением скажу - сама эта книжка уже появилась в сети и я нашел ссылку тут

Работать по UPS можно в 2 вариантах:
1.Используя лыжи 90-125-ваши обычные
2.Используя Ваши обычные лыжи.

Совсем правильная работа по методике UPS - использование специальных 90 и 125 лыж Dedra sport (Словения), разработанных совместно с Муровцем

инветнарь - методика UPS
Методика использовалась при обучении 1500 чел. Блейды могут быть самыми обычными, со скобками. При правильном подборе угла и качества склона риск травм мал. Разумеется при самообучении Вам точно нужно будет использовать шлем. Палки лыжные тоже понадобятся, их используют с самого первого занятия. Вот лекция Санди Муровца о его системе обучения UPS:




 
Задачи которые ставил С.Муровец при разработке системы UPS:
1.Упростить классификацию горнолыжников.
2.Упростить осн. схему техники катания.
3.Обеспечить большую понятность техники.
4.Разработать новую универсальную  концепцию обучения.
5.Система обучения должна стать базой для всех -любителей, спортсменов, ньюскул лыж и др.
6.Двинуть в массы лыжный спорт и безопасное обучение

UPS упрощает классификацию горнолыжников

Все обучающиеся делятся на: начинающие и совершенствующиеся. Зачем это нужно (на мой взгляд). Практика показывает, что система Skill Level работает плохо. Приходит человек, который учился год назад, вроде его уровень должен быть совершенно определенным, а он через год забыл все или и тогда катался неправильно или лыжи новые купил или он на пологом склоне учился тогда. Здесь все становится более понятно. НАЧИНАЮЩИЕ = дети + начинающие взрослые.

UPS смогла упростить схему техники катания

Отличия:
1.Классическая система - сумма последовательно выполняемых технических элементов. Для каждого упражнения нужен определенный склон.
2.В UPS - комплексы упражнений адаптируются к склону. Одни и те же комплексы делаются везде.

UPS
обеспечивает большую понятность техники

Стандартная терминология горных лыж - при описании техники говорит о том, как стоят лыжи (плуг, параллельное, ножницы), а не о том, как они при этом управляются. Для "упрощения жизни" ученика из системы в UPS исключаются непараллельные лыжи и терминология связанная с этим.

Терминология UPS
Читайте книгу сами - изложу конспективно.
Современная техника - открытая, комбинация вращательной и карвинговой.
Короткие лыжи способствуют центрально сбалансированному положению, понижают стойку, не дают ученику заниматься ротацией, голени в правильном положении (иначе лыжи "гуляют"), не дают перебрать с разгрузкой (отрываются от снега), провоцируют смещение ЦТ к центру поворота и этим его улучшают.
Ангуляция
Тайминг
Выталкивание вперед-внутрь поворота=разгрузка+загрузка.
Верхняя ведущая лыжа (неверно, но возможно) СМ. В КНИГЕ
Нижняя ведущая (правильно)
СМ. В КНИГЕ

СХЕМА МЕТОДИКИ UPS
Склон Лыжи, см Начало на лыжах 90 см Дальше на лыжах 90 см
Потом лыжи 125
Потом лыжи 150 Потом снова 90
125 150 . .
Равнина 90 Комплекс  упр.№1/90см . . . . . . . .
Пологий 90,125,>150 . (2,3,4)/90 (2,3,4)/125
(2,3,4)/150 5/90 5/125 5/150 . .
Средней крутизны 90,125, >150 . (2,3,4)/90 (2,3,4)/125
(2,3,4)/150 5/90 5/125 5/150 . .
Крутой 125,>150 . .
(2,3,4)/125 (2,3,4)/150 . 5/125 5/150 . .
Сноупарк 90,125, >150 . . . . . . . 6/90,
125,150
.
Могул\свежий снег >150 . . . . . . . . 7/>150


Таблица.......похоже на горку вверх ногами. Я тут попытался свести в таблицу эту систему, но в книжке все несколько сложнее, есть пояснения, что в случае необходимости можно что-то делать или не делать. Просто нужно следовать принципу от простого к сложному. Если возникают проблемы, отыгрывать назад, брать лыжи короче и\или склон положе.
Можно попробовать как-то графически это по-другому изобразить, чтобы стало понятнее. В виде графиков или диаграммы столбчатой что-ли. В любом случае, это более понятно, чем в книжке. Рисунок мог бы выглядеть примерно таким вот образом.

Комплексы упражнений.

№1 - Основные формы скольжения
2 - Одиночные карвинговые повороты
3 - Составленные и связанные повороты
4 - Повороты большого радиуса
5 - Короткие повороты
6,7,8 Фрирайд, сноупарк, могул, спортивная трасса (здесь они не рассматриваются)

Комплекс №1
Привыкание, скольжение, стойка, елочка, подъем после падения. Плуг как способ торможения.

Равнина с небольшим уклоном или ученика тянут за палки (инструктор). Или буксируют на вешке. Хоккейная остановка, кантование и остановка в резаном ведении.

Комплекс №2
Делаются одиночные повороты вверх по склону.



При этом ученик находится в .......у Муровца это названо "адаптируемых формах". Инструктор скорее всего выбирает эту форму (одну или несколько) для обучающегося с целью 1-коррекции основной ошибки, 2 - облегчения освоения правильных дв. навыков. Они мешают делать ненужные движения и помогают делать нужные/улучшают стойку.

АДАПТИРУЕМЫЕ ФОРМЫ:



супермен (это все описывает сам Муровец на видео выше, см 44 минуту и далее)


весельчак


канатоходец


водонос



Как я уже сказал, вначале делаются одиночные резаные повороты вверх по склону. Вот на фото Санди с учеником в Москве на семинаре в Снежкоме.


Усложнение упражнений - делать повороты ближе к линии падения склона.


Дальнейшее усложнение - производные формы с внешней ведущей.        РАССКАЖУ ПОЗДНЕЕ

Комплекс №3
1.Составляем из одиночных составленные повороты=карвинг+проскальзывание+прямая+"форма" из №2.

В чем здесь дело - наш обучаемый пока карвит только к склону (освоил комплекс №2), максимум, что он освоил при этом это повороты в виде буквы J , поэтому ему резано пока сложно пересекать линию склона, ПОЭТОМУ ЛПС ОН ПЕРЕСЕКАЕТ С ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕМ, вначале делая выталкивание в сторону поворота (=разгрузку) и потом активно вращая стопы.

Дальнейшее усложнение - производные формы с внешней ведущей (см.книгу).


2.Связанные повороты
2.1.Связанные комбинированные = карвинг+проскальзывание + упражнение из №2

Мы выкинули прямые участки.
Дальнейшее усложнение - производные формы с внешней ведущей.

2.2.Связанные карвинговые
Дальше соответственно мы выкидываем повороты с проскальзыванием.
Дальнейшее усложнение - производные формы с внешней ведущей.

Комплекс №4
Это те же связанные повороты+скорость+укол палкой и динамика.
1.Комбинированная техника.
Добавляем укол и "выталкивание"
Доп.упражнения:
Добавить скорости, менять частоту, усложнить условия.
Дальнейшее усложнение - производные формы с внешней ведущей.
2.Карвинговая техника
Доп. упражнения на усложнение (их 7) - описаны в книге
Дальнейшее усложнение - производные формы с внешней ведущей.
Доп. упражнения:
катание на 1 лыже
катание на внутр.лыже
свитч
повороты с прыжками в свитч
лыжи крест-накрест
кламмер
фан
карв 360
например, можно посмотреть здесь

Комплекс №5
1.Комбинированная техника
Вроде было бы логично вообще вначале учить коротким с проскальзыванием, но Санди пишет, что менее подготовленный ученик сам будет больше проскальзывать, а резать меньше.
2.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



Методика Муровца изложена им самим в лекции (см.видео выше).
Вот лекция "Современный метод обучения катанию на лыжах. Улучшаем технику с помощью UPS Concept" https://youtu.be/ru8hKuG1FW8?si=1xP0W3aaXm8xAPh5

Вот второе видео Муровца с объяснением по методике:



МОИ СООБРАЖЕНИЯ
1.Нужно тщательно выбирать соответствующий безопасный склон, т к все это катается обучаемым поперек склона. Кроме того, как решить вопрос в Комп.№2 с краем склона? Делали мы одиночные карвинговые, доехали до края, а дальше? В фильме Ски-Панда (на Ютьюбе) кореянка упиралась в инструктора. Тут можно вопрос решить так - как страховал инструктор за палки или вешку, когда К№1 делали, так можно и продолжить, когда ученик к краю склона доехал.



В реальных условиях Снежкома ученик Муровца поворачивал плугом через ЛПС, когда доехал до края склона.


2.Переменность уклона на наших склонах вынудит при работе в реальных условиях или страховать больше, или что-то менять в комплексах - наверху катать больше проскальзывания, внизу больше резаного. Хотя это здорово будет путать людей. Тогда можно наверху начинать с бокового соскальзывания. Но соскальзывание на 90см. ? Проблематично это.
3.Требуются хорошо подготовленные склоны, чтобы обучающиеся не убирались на скользком или плохо отратраченном на коротких лыжах.
4.Комбинировать резаное\проскальзывание\резаное довольно сложно для начинающего. Я бы себе представил такой UPS-Mix, типа адаптируемой методики, если склон или обучаемый не могут позволить делать резано, то делать все с проскальзыванием.
5.Адаптация под детей разных возрастов? Соотношения радиусов на детских лыжах?
6.Адаптация под людей с проблемами равновесия? Детские и женские модели лыж.
7. Обучение на сноуборде по UPS? на ROSSIGNOL MINI.