МЕНЮ
Главное меню
    Кайты    
Обучение
Начинающему
Учебники
Методика
Ссылки
Трюки
История кайта
Обзор по СПб
Сноуборд
Обучение
Начинающему
Про учебник
Методика
Травматизм?
Книги и DVD
Ссылки
Инструкторам
Горные лыжи
Обучение
Начинающему
Для детей
Про учебник
Методика
Ваш уровень
Ссылки
Трюки
Книги и DVD
Инструкторам
Виндсерфинг
Что это?
Обучение
Начинающему
Ветер&???
Учебники
Методика
Программа
Профуровни
Энциклопедия
Споты мира
Видео,книги
Клубы
Трюки
Погода СПб
Обзор по СПб
Доски ССТ
Паруса ССТ
Ремонт досок

Подготовка инструкторов в кайтинге 

IKO & VDWS & PASA

Будет интересно рассказать Вам о том, как готовят самих инструкторов. Существуют 2 общепринятые в мире организации - VDWS и IKO+еще есть PASA. Я расскажу вам про эти системы и про их отличия. Тут будут ссылки на официальные сайты, материалы с официальных сайтов на русском или переводы. Также будут несколько статей, написанных самими инструкторами, какая система лучше и почему.



Вот канал ВДВС http://www.youtube.com/user/VDWSInternational и это видео именно оттуда, а вот ИКО своего канала не имеет, но существуют учебные IKO DVD



Подробнее про эти диски здесь

Инструкторские курсы ИКО в России (справка)

Инструкторские курсы ИКО проводятся на станциях, входящих в систему ИКО. Например  здесь. Как правило подготовка инструкторов происходит не постоянно, инструкторские курсы проводятся примерно 1-3 раза в год подробнее, продолжительность 5 дней, стоят 570 долл по данным на 2006г.. Статья о пользе IKO
Очередные курсы начнутся 5 мая 2012 года, окончание регистрации участников 1-е марта 2012 г. Форум http://www.forum.kiterussia.ru/viewtopic.php?id=16
источник: http://www.kiterussia.ru/courses.php

Инструкторские курсы ИКО за рубежом (справка)

Инструкторские курсы ИКО, например в Египте http://www.wind-extreme.com/instructors-course-iko-itc-v-egypte-2011.html:
"С 12 по 18 апреля в Египте, в Шарм Эль Шейхе будет проходить очередной инструкторский тренировочный курс (Instructor Training Course) ITC
Место проведения - Египет, Шарм Эль Шейх, отель Regency Plaza, кайт станция Kite Junkies, кайт школа Wind-Extreme.
Сроки проведения - курс ITC - с 12-го по 16-е апреля 2011 года включительно. 17 апреля - курс First Aid.
Стоимость курса - курс ITC - 700 евро плюс для получения статуса инструктора обязательно прохождения курса First Aid (первой медицинской помощи) - 100евро. Если у Вас есть международный сертификат First Aid - этот курс Вам проходить не нужно. Обязательно внесение предоплаты (200 евро)

В стоимость курса включены следующие учебные и маркетинговые материалы:
· 1 инструкция инструктор IKO
· 1 рабочая книжка кайтбордера IKO
· 5 сертификатов для регистрации кайтбордеров IKO
· 1 Pro сертификат (будет выслан IKO по почте, после регистрации)
· 1 диплом IKO level 1 diploma
· 1 наклейка Kiteboarding Zone
· 1 металический брелок-тэг Instructor Army Tag
· 2-х летняя абонентская плата IKO membership
· оплата за прохождение экзамена Level 2 fee (to pass the online level 2 exam)

Описание курса. Данный курс является официальным и обязательным тренировочным курсом для всех инструкторов международной кайтбординговой организации IKO.
ITC будет проводиться на английском языке, в случае участия большого количества русскоязычных студентов, возможно привлечение переводчика, инструктора IKO (необходимо указать при заполнении формы регистрации).
Требования, предъявляемые к участникам:
1. Быть старше 18 лет

2. Заниматься кайтбордингом либо сноукайтингом минимум 1 год, владеть навыками 3-го уровня сертификации IKO. Данный уровень подразумевает, что Вы умеете произвести прыжок с переводом кайта (и приземлить его), кататься в обратной стойке (свич, toe-side) и совершать карвинговые повороты
3. Иметь сертификат "IKO Assistant Instructor" либо иметь рекомендательное письмо (его можем предоставить мы, кайт школа Wind-Extreme)
4. Иметь действующий сертификат первой медицинской помощи (данный курс Вы можете пройти непосредственно на месте, 1 день)
5. Уметь управлять моторной лодкой (включено в общий курс)
 
На время обучения мы сможем подобрать Вам проживание и авиабилеты в Египет. Средняя стоимость перелета - 250 долларов, проживания - 35-40 евро в сутки. Правда очень часто проще купить горящий тур у тур оператора, в стране Вашего проживания, на неделю, стоимостью до 300 долларов." конец цитаты (источник http://www.wind-extreme.com/instructors-course-iko-itc-v-egypte-2011.html

Схема уровней подготовки инструкторов


             Инструкторские сертификаты (подробнее на сайте IKO).Стандарты подготовки ИКО
Сертификат Требования 
IKO Помощник Инструктора

мануал 2009 (англ.)
Должно быть минимум 16 лет. Быть IKO кайтбордером 3N, т.е. 3-го уровня, в течение последних 6 месяцев. Иметь лицензию на управлением моторным катером или обладать навыками управления. Иметь действительное свидетельство первой медицинской помощи MFA CPR
IKO Помощник Инструктора может: Управлять подготовкой оборудования и его обслуживания. Управлять запуском и посадкой кайта для  группы из 2-х студентов. Учить одного студента  до уровня 1C  при наблюдении IKO Инструктора 2-го уровня. Контролировать безопасность 4 кайтбордеров от уровня 3J и выше.
IKO Инструктор 1-го уровня Должно быть минимум 18 лет.
Кататься в течение более  6-ти месяцев и быть способным сделать прыжок с грэбом, контролируемый поворот, кататься в свиче и быть способным двигаться между другими райдерами. Иметь действительное свидетельство первой медицинской помощи. Иметь лицензию на управлением моторным катером или обладать навыками управления. Пройти предварительный тест на сайте ИКО
IKO Инструктор 2-го уровня Быть IKO Инструктором 1-го уровня. Преподать 160 часов минимум 20-ти и максимум 30-ти студентам.
IKO Старший Инструктор 2-го уровня Быть Инструктором 2-го уровня и преподать от 840 часов (1000 часов всего) и минимум от 100 студентов (120 всего).
IKO Экзаменатор Быть IKO Старшим Инструктором 2-го уровня и иметь опыт, по крайней мере 2-х летнего обучения. Преподавать студентам в различных странах. Владеть быстрым английским языком и желательно другим иностранным языком. Должно быть минимум 25 лет.

ПОМОЩНИК IKO ИНСТРУКТОРА
"IKO Помощник Инструктора квалифицированно может: Управлять подготовкой оборудования и его обслуживания. Управлять запуском и посадкой кайта для  группы из 2-х студентов. Учить одного студента  до уровня 1C  при наблюдении IKO Инструктора 2-го уровня. Контролировать безопасность 4 кайтбордеров от уровня 3J и выше."
Обычно курсы на помощника инструктора проходят 3 дня.

IKO УЧЕБНЫЙ КУРС

Обучение организовано 3-мя этапами и продолжается несколько дней. 2 первых этапа обычно заканчиваются через 1 день. Оценка ваших способностей: знание кайтбординга, уровень практики, управление моторной лодкой. Теоретические способности: проверка знаний. Посещение школы: занимает один день, чтобы понять как работает система: заказы, хранение оборудования, место для катания и т.д. В течение 3-го этапа Вы будете работать с Вашим преподавателем в реальном обучении новичков. Вы действуете как Помощник Инструктора, по крайней мере, в течение 10 часов занятий. Обратите внимание: в начале обучения каждый кандидат получает в помощь книгу Kiteboarding Vision. Диплом Помощника Инструктора получите в конце обучения, после успешного его завершения. После сертификации Вы получите ваш IKO ID, под которым Вы будете зарегистрированы в официальном списке международных кайт-инструкторов. Это дает Вам возможность получить работу в любой кайтшколе, при соответвующем запросе. Кроме того, Вы имеете приоритет для получения Сертификата Инструктора 1-го уровня.

Официальная инф. размещена на сайте IKO http://www.ikointl.com/docs/pdf/iko-standards-current-ru.pdf
и тут https://www.ikointl.com/system/files/Secure_docs/standards_v5.2_0.pdf

Неофициальная информация источник
"Стоимость курса сертификации составляет примерно $900, сумма может варьироваться от школы к школе, так как деньги идут на оплату времени, билетов, проживания и питания экзаменатора. До начала курса все его участники получают свою личную копию учебника на английском языке (IKO Instructor Manual) и подписывают отказ от претензий.
Сертификация длится 5 дней, по 8 часов с перерывом на обед. Каждые 45 минут делаются небольшие перерывы. Питание и проживание на территории школы или за ее пределами участники оплачивают отдельно. В группе под управлением одного экзаменатора может быть до десяти человек.
Первый день обычно посвящен навыкам оказания первой помощи. Теория преподавания (психологические аспекты взаимодействия с учеником, общая безопасность, погодные условия и их влияние на процесс обучения) разбираются во второй день. Третий день отдан практическим аспектам преподавания. В конце третьего дня участники демонстрируют навыки владения кайтом: запуск, катание по ветру и против ветра, прыжки. Четвертый день — практика преподавания. Последний день посвящен финальному экзамену (теория и практика) и собеседовании с экзаменатором, на котором тот высказывает свои замечания и дает рекомендации. В конце каждого дня участники курса сдают небольшие промежуточные экзамены. Алгоритм курса может меняться в зависимости от предпочтений экзаменатора и погодных условий — для практики на воде нужна достаточная сила ветра."

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ IKO ITC

Сертифицированными инструкторами становятся после пяти дней Инструкторского Обучающего Курса (ITC). Свидетельство признано международным кайт-сообществом в более чем 35 странах, как международный стандарт обучения. В конце обучения Вы будете обладать способностями в следующих главных областях: безопасность, окружающая среда, анализ, техника, психология и действия в реальной ситуации. После посещения ITC Вы станете квалифицированным Инструктором 1-го уровня и будет способны продолжить Ваше про- обучение. Чтобы поддерживать уровень обучения высоким, все Инструкторы 1-го уровня, должны в течении года получить Инструкторский Сертификат следующего уровня.

КУРС МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (MFA)

Знание MFA - обязательное требование к кандидату для IKO Учебного Курса помощника инструктора и инструктора 1-го уровня. Учебная система обеспечивает эффективный и удобный процесс изучения. Понятные видео программа и лекторский курс поможет быстро привить Вам навыки и необходимые познания.

Содержание курса. Основная Программа:

Теоретические и практические курсы оказания первой помощи, включая все необходимые методы, такие как  массаж сердца и искусственное дыхание. После завершения анкетного экзамена и демонстрации Вашего навыка, согласно Вашим действиям на моделируемую ситуацию, Вы получите IKO/MFA свидетельство о сертификации, MFA основное руководство и карту оказания скорой помощи. Курс Первой Помощи - учебная система, которая обеспечивает эффективный и удобный в работе процесс изучения и для инструкторов и для студентов. Курс Первой Помощи - всемирный лидер в программах обучения безопасности для бизнеса, промышленности, и общественности, утвержденный в международной сети из более чем 80 000 инструкторов, которые обучили больше чем девять миллионов человек  за последние 25 лет. Курс длится 1 день.

Сдача экзаменов
"IKO выставляет жесткие критерии к своим выпускникам и не раздает дипломы направо и налево. Оплата курса не гарантирует сдачу экзамена, хотя при достаточной подготовке, изучении мануала и внимательности к словам экзаменатора шанс “завалить” аттестацию стремится к нулю. Если потенциальный инструктор, на взгляд экзаменатора, не дотягивает до уровня, установленного IKO, ему будут назначены дополнительные бесплатные часы индивидуальных занятий с экзаменатором для улучшения показателей (это может быть теория преподавания, практика преподавания или даже уровень катания).

Будущий инструктор во время аттестации оценивается по следующим критериям:

умение подготовиться к уроку, заранее оценив погодные условия;
умение следовать плану урока, подстраиваясь под каждого конкретного студента;
следование основным принципам IKO;
результаты письменного аттестационного экзамена;
уровень катания и владения кайтом;
взаимодействие с другими участниками курса и экзаменатором во время аттестации (уважение к другим, дружелюбие);
умение владеть своими эмоциями и общаться со студентами на профессиональном уровне (крайне важный аспект при получении финального балла);
оценка стиля и качества преподавания кандидата его учеником во время аттестации;
умение принимать во внимание внешние факторы (погода, прилив/отлив, количество кайтеров в воде) и подстраиваться под них;
правильный подбор оборудования для ученика (размер кайта в зависимости от веса ученика и силы ветра, размер доски);
безопасность студента во время обучения;
личная безопасность.
Все критерии оцениваются по пятибалльной шкале. Минимальное количество баллов за каждый из них составляет от 3.5 до 4 (в зависимости от важности критерия).

Инструктор, успешно прошедший аттестацию, получает свой личный профиль на сайте IKO, куда отныне будут автоматически записываться все преподавательские часы. После набранных 180 часов инструктор переходит на следующую ступень IKO — Instructor Level 2." источник


Работа инструктора и принципы оплаты
"Обычно инструктор получает 35% от того, что студент платит школе. Посмотрев стоимость курса обучения (9 часов, разбитых на несколько дней) на сайте школы, можно легко высчитать доход преподавателя."
Примеры условий работы в кайтшколах мира
"Freestyle Academy, остров Боракай, Филиппины
Высокий сезон длится с ноября по март-апрель. Школа принимает англо- и русскоязычных инструкторов с сертификатом IKO. Проживание инструктор оплачивает самостоятельно, но школа может оказать помощь в поиске недорогого жилья. Инструктора получают комиссию в 35-40% от стоимости обучения. Школа владеет частным кайт-спотом в стороне от основного — и довольно людного — места катания, куда регулярно осуществляются организованные выезды на весь день.

Srilankakite, Кальпития, Шри-Ланка http://www.srilankakite.com/
Высокий сезон — с июня по сентябрь. Школа регулярно проводит IKO-сертификации разного уровня. Инструктора получают 25% от стоимости обучения, но школа обеспечивает им проживание (отдельная комната для каждого инструктора), питание, трансфер от и до аэропорта и даже покрывает визовые расходы.

Blu Kitesurfing, Жерикоакоара, Бразилия http://www.blukitesurfing.com/
Небольшая школа на живописном пляже Бразилии. Высокий сезон — с июля по февраль (пик сезона приходится на август). Комиссия инструктора составляет 35% от стоимости обучения, проживание и виза оплачиваются самостоятельно. Школа принимает IKO-сертифицированных инструкторов со всего мира."
источник

Профессиональная ассоциация в США - PASA


У америкосов как обычно все не как у людей, американский английский, американские винтики с американской дюймовой резьбой, американские ПДД. Вот у них тоже есть суверенная ассоциация и по кайтингу тоже. Вот вам ссылка для самостоятельного изучения:
Инструкторские материалы (США) http://www.arizonaloukiteboarder.com/PASAInstructorManual2010.pdf



Подготовка инструкторов в PASA http://72.167.126.210/index.php?option=com_content&task=view&id=33&Itemid=72    

Подготовка кайтовых инструкторов в ВДВС

источник http://www.vdws.de/lgkite_e.htm
Ну тут мне лень переводить, извините:
"By means of a qualified education, the future kiteboarding instructor should be able to organize and to run competent group courses with different kitesurfing systems at different locations. He/she should communicate the fascination and fun of kiteboarding and acquire the necessary methodological and didactical knowledge to do so. He/she should also make first real teaching experiences with kitesurfing trainees and evaluate these experiences. This instructor course takes 9 days, incl. examination.

Prerequisites

Majority
Safe handling of kitesurfing equipment until 6 bft., remaining windward, jibes on beginner-suited equipment (directional), basic air moves
Course Topics

Course scheduling, realization, methodology
School and course organization
Emergencies during classes or free kitesurfing, safety
Physical basics of kitesurfing, functional interconnections
Equipment and maintenance
Maneuver demonstration
Course models
Mastering of the techniques " safe on shore flying, waterdrag, waterstart, kitesurfing on all courses, jibe " in a demonstrative way.
Examination

The practical kitesurfing examination can take place at a wind speed of 6m/sec - 13m/sec.
Teaching ability will be examined by a short demonstration lesson (30 min).
Written exam (90 min): 30 questions covering the course contents.
Course Completion

Once the examination passed and the internship successfully completed, the candidate can hold the title of "VDWS kiteboarding instructor" and conduct examinations for the kiteboarding basic licence.

Получение лицензии инструктора - требования http://www.vdws.de/fileadmin/user_upload/pdf/instructor_kite_d.pdf  
VDWS это 180 кайтцентров в 27 странах http://www.vdws.de/schuleaus.htm


Ну вот мы рассмотрели так вскользь все 3 системы подготовки инструкторов в мире, а теперь давайте сравнивать все системы и все за и против.






IKO или неIKO?

Попалась тут на глаза интересная статья - текст приведу полностью. Авторы 2х статей заочно полемизируют, хотя могли бы обсудить в споре конкретные вопросы. Один за ИКО, а другой не совсем за. Давайте разберемся! Свои комментарии выделю так:


статья   "Сертификат IKO - подробно и правдиво о самой популярной кайт системе в мире
источник  этой статьи

"В последнее, время ввиду огромного роста популярности кайтсерфинга и сопутствующего роста популярности Международной Организации Кайтбординга (IKO), /а не спросить ли нам у Яндекса? про это/  появляется все больше и больше статей в Интернете от инструкторов не сертифицированных IKO и пытающихся таким образом оправдаться перед своими потенциальными учениками. Мне, как инструктору IKO Level 2 Senior (2 инструктора с таким уровнем на все СНГ), ну уже просто смешно это все читать, так вот и родился наш ответ Чемберлену :-) Не в мой ли огород камень?Моя критика методики объективна и она тут

Справедливости ради скажу, что, кроме IKO, есть немецкая организация VDWS, также занимающаяся сертификацией виндсерфинг и кайт инструкторов, школ и студентов. Но у нее больше виндсерфинг специализация и мне пока не встречались кайт центры сертифицированные по этой системе, зато 100% крупных иностранных солидных школ сертифицированы IKO. У VDWS 16 кайтцентров в Египте, надо очень постараться, чтобы с ними не встречаться.....

Часто можно услышать, что IKO - это "американская система". Для таких "осведомленных" деятелей скажу, что штаб квартира и офис IKO находятся в Кабарете, Доминиканская Республика - Мекке ветреных видов спорта. И организовывалась она там же в 2001 году, как именно кайт система. В США 10 IKO станций, между прочим.

Немного цифр. IKO сертифицировано 130 кайт центров и школ в 38 странах мира. VDWS это 180 кайтцентров в 27 странах http://www.vdws.de/schuleaus.htm Работает 20 активных IKO экзаменаторов (люди учащие и сертифицирующие инструкторов), 4000 активных инструкторов. С 2001 году IKO инструкторами обучено кайтингу и сертифицировано более 410 000 кайтеров. Ежегодно мы обучаем кайтсерфингу более 40 000 человек. Кто-то может похвастаться такими же достижениями? У VDWS 16 кайтцентров в Египте http://www.vdws.de/schuleaus.htm  у ИКО 6 центров http://www.ikointl.com/iko.php?page=iko-kiteboarding-centers.php&current_menu_area=30   Я не занимался сравнением по каждой стране, просто наугад ткнул пальцем в список!! Было бы интересно еще табличку по странам сравнительную составить. Например, во Вьетнаме нет ИКО станций, а ВДВС есть.

Немного похвалив IKO :-), сакцентирую внимание, что основной задачей организации является разработка и внедрение новых безопасных методов обучения кайтсерфингу. Т.е. мы не делаем акцент на сертификате, мы хотим быстро, т.к. времени всегда не хватает, грамотно и безопасно обучить вас кайтингу. А наличие сертификата IKO у инструктора как раз и подтверждает, что этот человек знает как это сделать и это подтверждено количеством обученных и зарегистрированных им в системе кайтеров. Если инструктор не имеет практики и не регистрирует учеников, он лишается лицензии.

Почему так много инструкторов получают лицензию IKO? Да просто потому что на сегодняшний день IKO - это стандарт ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обучения кайту, де факто...

Ну теперь давайте поговорим о самом обучении. Вернее о ключевых отличиях обучения IKO от не IKO. Я бы скорее послушал о сравнении ИКО и ВДВС, а то так получается ИКО или неИКО=кто не с нами, тот против нас. А я против конфронтации, я за нормальное обсуждение и сотрудничество, которое всегда идет на пользу инструкторам, ученикам и всему кайтовому сообществу.

1. Структура. Все обучение проходит строго поэтапно. Ученик отрабатывает упражнения, до появления автоматизма. Если ученик не справляется с одним упражнением, к другому мы не переходим, добавляем разнообразия, нестандартные ситуации и т.д.

2. Безопасность. Есть ключевые моменты, без знания, которых мы просто не выпускаем учеников из школы :-). Это - процедура самоспасения, применение ее на мелкой воде в качестве самопосадки кайта, симуляция самоспасения в глубокой воде и полная упаковка кайта в глубокой воде. К сожалению в Украине многие всезнайки инструктора даже не удосуживаются поучиться этому самому, не то чтобы учить учеников. Но в случае возникновения стрессовой ситуации на воде (порвалась стропа, кайт, ветер закончился), ученик просто не будет знать что делать. Практически каждое занятие на воде заканчивается выполнением данных процедур. У Вас на сайте здесь http://www.wind-extreme.com/kiteboarding-i-obuchenie.html написано "Уровень 3L самоспасение на воде", т.е. пока человек кататься не научиться, его не учат самоспасению. Как это объяснить? Если Вы действительно на каждом занятии это отрабатываете, это говорит о нарушении Вами программмы ИКО и своей собственной программы занятий. Если с каждым человеком на каждом занятии приходится нарушать программу........возможно программа не такой уж хорошей и правильной является.

3. Теория. В курс обязательно включено 3 часа теоретических занятий, с описанием работы приливов-отливов, ветровых эффектов, вымпельного и реального ветров, течений, направлений ветра и многого другого. Все это сопровождается просмотром специализированного видео материала. Многие ли самоинструктора включают эти занятия в курс? Очень сомневаюсь...

Ну не знаю. Курс 1 http://www.ikointl.com/iko.php?page=discovery-kiteboarder-program.php&current_menu_area=30 это 2-4 часа. Я не вижу здесь место на 3 часа теории. Уровень 2 уже в воде. Вот что написано у Вас на сайте:

Курс обучения IKO Level 1 (6 часов) - 235 евро. Начальный курс
Курс обучения IKO Level 2 (6 часов) - 235 евро. Базовый курс, для его прохождения необходимы знания начального курса
Курс обучения IKO Level 3 (6 часов) - 235 евро. Полный курс, для его прохождения необходимы знания предыдущих двух курсов
здесь http://www.wind-extreme.com/kiteboarding-i-obuchenie.html

4. Правила. Все ученики IKO знают и учатся соблюдать правила расхождения на воде и использовать международные сигналы, подаваемые руками. И это действительно отличие от других систем. VDWS не обучает правилам безопасности? http://www.vdws.de/grukite_e.htm и более подробно здесь http://www.vdws.de/kitesicher_e.htm Перечень знаний по уровню 1 начинается с правил безопасности!

5. Оборудование. При обучении используется спец снаряжение, ускоряющее и делающее обучение более безопасным. Выдавать секреты по поводу какое именно оборудование в это статье не буду :-) Мне вспоминается фраза с одного из милитари сайтов "у нас есть ТАКИЕ приборы....., но мы Вам их не покажем" :) это детский сад, извините. 

Теперь немного об аргументах "оппонентов". Мол данный сертификат нигде не нужен. Ну не знаю как кому, а мне тратить лишние деньги не очень нравится. Например, приезжая на IKO станцию в Шарм Эль Шейхе (пишу то о чем знаю 100%), без сертификата с Вас потребуют пройти курс рефреш, т.е. освежить знания. Стоит курс 85 евро и так каждый раз. На многих кайт станциях, обладая картой кайтбордера IKO, Вы получаете хорошие скидки. Наша станция, кстати, не исключение - 20% скидка на прокат для всех обладателей карты. На некоторых спотах, например, в Англии, без сертификата Вас просто не выпустят на воду.

Не IKO людьми придумывается много отговорок, вроде это и дорого, и не нужно, и вообще ничему там научить не могут. Однако, стоит заметить, что говорят это как раз те, кто либо не проходил сертификацию либо "завалил" итоговый экзамен. Все же уже состоявшиеся и опытные инструктора прошедшие курс и до сертификации IKO имевшие за плечами солидный опыт обучения, восторженно заявляли, что это именно то, что нужно, для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Обучение по методике IKO подразумевает также использование специального оборудование, практически не признает применение маленьких пилотажных кайтов (пилотажек). Ну это как ? Вот в программе ИКО на ОФИЦИАЛЬНОМ (!!!) сайте ИКО написано "Level 1B Have basic flying skills with trainer kite" Есть программа и если в ней написано что-то, то "практически не признавать" нельзя. Или мы работаем в системе и по программе или занимаемся самодеятельностью. Опять таки, не многие школы раскошеливаются на данное спец. снаряжение. У Вас на сайте здесь http://www.wind-extreme.com/kiteboarding-i-obuchenie.html написано "использование пилотажного кайта", т е Вы его все-таки используете!

Поэтому предварительно желательно поинтересоваться имеет ли школа сертифицированных инструкторов, какого уровня и проверить статус инструктора (не лишен ли он лицензии) на сайте IKO, вот по этой ССЫЛКЕ. Многие школы пишут о том, что они работают по своей методике, у них богатый опыт и они выдают свои сертификаты, НО во-первых опыт, а соответственно и методика IKO намного богаче, т.к. это опыт самого большого сообщества инструкторов всего мира и сертификат IKO признается во всем мире, а не только в стране его выдачи.

Есть еще одно неприятное явление. Некоторые местные инструктора предлагают своим ученикам сертификат IKO, не пройдя сертификацию и не имея права на выдачу оных. Странно только почему они не дают его при прохождении любого курса, а не только полного, почему сертификат придется ждать месяц, а не заполняют сразу, ну и если все так легко и просто, почему сертификат надо выпрашивать вместо того чтобы получить его как должное. Делается это очень просто - неИКО покупают сертификаты у не очень честных IKO инструкторов (и такие бывают) в другой стране и заполняя их, отдают своим ученикам. Опять таки неИКО не хотят платить за сертификат добытый даже таким самым простым образом, поэтому и не выдают его автоматически. Но, в сертификате должен стоять IKO номер ОБУЧАВШЕГО ИМЕННО ВАС инструктора, который затем легко проверить, плюс инструктор обязан зарегистрировать Вас в системе IKO, а Вам придет e-mail с подтверждением. Вряд ли это кто-то будет делать на "покупных" сертификатах, да и суть обучения все же состоит не в самой бумажке, а именно в качестве и правильности преподаваемого материала. А заниматься таким обманом могут только недобросовестные люди. При выявлении подобных случаев, инструктор IKO, продавший сертификат будет лишен своего статуса. Стоит ли заниматься у таких школ, которые пытаются Вас обмануть?

Почему некоторые, не IKO инструктора, пишут опусы оправдывающие отсутствие у них лицензии? Потому что, за знания надо платить. Курс IKO для инструкторов стоит порядка 700евро, плюс проезд и проживание в страну его проведения, ну и без знания английского языка пройти его можно только с переводчиком :-) Да еще в конце курса надо сдать экзамен и, в случае провала, деньги назад никто не вернет и сертификат никто не выдаст. По мнению таких людей, зачем платить, если и так ученики есть, а вдруг и экзамен провалим... Да и то, что за свои деньги они могут получить бесценный опыт и улучшить качество предлагаемого продукта, в данном случае обучения, их не интересует. Также инструктор IKO не имеет права учить учеников без действующего сертификата FirstAid, оказания первой помощи. Опять затраты... пусть и опыт очень и очень необходимый для каждого инструктора. Ну будет парочку инцидентов с учениками, ну не проблема, никто же не умрет... скорее всего... Ну и затем придется приобретать спец. оборудование - шлемы, жилеты, стропы ну и т.п., а это еще затраты. Иначе учить учеников без данного оборудования - строго запрещено! Вот отсюда и берутся опусы на тему зачем нам IKO, мы и сами умные.

Особенно смешно смотреть, как такие инструктора подсматривают, иначе не назовешь за процессом обучения у IKO инструкторов и потом пытаются это все "собезянничать". Но, не зная ключевых моментов и теоретического материала, это все вызывает смех, да и только :-).

Помните сам сертификат IKO для кайтеров не стоит ни копейки - он выдается студентам прошедшим официальный курс и подтверждает высокий уровень полученных знаний и навыков. Если с Вас пытаются "сбить" деньги за эту карточку (такие случаи распространены) - гоните таких людей куда подальше. Странно, как распостраненность таких случаев соотносится с их декларируемым профессионализмом?

Основное преимущество не IKO школ - это цена, да и то не всегда. Разница в цене 10-15% иногда может выйти Вам боком, процесс обучения занимать намного больше и так всегда не хватающего времени. Я всегда считал, что процесс занимает или только оплаченное время или столько, сколько нужно. При жесткой разбивке на этапы - заплатил за Level 2 - и все, занимаешься только по его программе. И посчитайте во сколько Вам смогут обойтись последующие рефреши на мировых кайт станциях и сколько Вы потеряете на прокате снаряжения. Потерять в этом случае можно намного больше чем разница в цене курсов у нас и неИКО. 

Ну и в конце концов, как отличить кайтера, только научившегося кататься и толком не побывав в трудных ситуациях, но уже называющего себя инструктором от опытного кайт инструктора со стажем и педагогическими навыками приобретенными не только опытным путем, но и благодаря грамотному обучению? Стоит задуматься... сертификат как раз гарантирует Вам выбор второго, а не первого.

Прочитав данные строки, задайте себе вопрос, так кому больше нужен сертификат IKO, ученику или инструктору? Мне кажется, как минимум, не только ученику. Стремиться познавать новое и совершенствоваться - это то, чем хороший инструктор отличается от безответственного и равнодушного. Человек всегда должен стремиться к самосовершенствованию везде и во всем. :-) О как загнул :-)))" Ученику нужны 3 вещи - безопасность, гибкая под него программа и фактор времени=стоимости. Инструктор должен тоже самосовершенствоваться во всем. Познание нового в данном случае это знание программы ВДВС и корректное сравнение существующих в мире программ обучения.

И еще одна статья по различиям в подходах с конкретными возражениями по методике:

"Обучение кайтсерфингу по системе: IKO, VDWS и др, качество и безопасность обучения 

http://www.kite.com.ua/kite/beginner/training/iko-vdws/

Рассмотрим вкратце некоторые системы. IKO –  американская система обучения кайтбордингу, которая получила широкое распространение в мире. Заметим что это не единственная система обучения кайтбордингу, кроме IKO есть еще несколько, одна из которых европейская VDWS, можно даже сказать, что конкурент.

Если отбросить названия этих организаций, а также сравнивая их подходы с обучением в кайт-школах Украины, то сам процесс обучения кардинально между собой не отличается. Есть некоторые различия в подходе к отдельным моментам, условным знакам, поправка на климатические особенности местности и менталитет людей разных стран, но, в общем, все одинаково (выделено мной). Отличатся способ подсчета полученных знаний и умений.

Обучение можно разделить на два подхода:

  1. Академический –  на ученика смотрят, как на человека, как он справляется с поставленной задачей, а также как он может справится с нестандартной ситуацией, то есть как он думает. Учат принципам, разъясняя причины тех или иных процессов и понимание этих причин учеником дает ему  возможность отреагировать в приблизительно одинаковых ситуациях.
  2. Американский – может имеется и другое название, но я сейчас точно не помню. Смысл заключается в том, что программа делится на мелкие части. Прошел ученик пункт – поставили галочку, прошел другой – поставили еще одну галочку. Тоесть учат фактам, что вот так происходит, так надо действовать. Основной недостаток такого подхода, когда человек попадает в нестандартную ситуацию и не всегда может правильно действовать. Да, нестандартные ситуации не случаются часто, а программа разрабатывается на основе чужого опыта, и в большинстве случаев ученик действует правильно.

Теперь, прояснив ситуацию с подходами, попробуем их сопоставить с кайтбордингом. Возьмем самую простую ситуацию с отстрелом кайта в критической ситуации. Во Вьетнаме наблюдал достаточно кайтеров, обучавшихся по системам обучения. Иностранцы отстреливаются намного чаще русских. Потому, что их учили отстреливатся сразу, как чуть начнет передозить (есть передоз – надо отстрелить). То есть научились отстреливать при неконтролируемом передозе – поставили галочку. Русские обычно так не делают, мы сначала прикидываем, что если чуть-чуть передоз и безопасного расстояния до других кайтеров или препятствия много, то проще пускай протянет двадцать метров, чем потом собирать отстреленный кайт. Собственно при академическом подходе и учат определять оптимальность применения отстрела в разных ситуациях при разных факторах, а не тупо дергать за кольцо.

Просто американцы очень ответственно подходят к безопасности и страхованию, поэтому таким методами они снимают с себя ответственность. И оно то правильно. С их точки зрения ответственности, если ученик будет всегда отстреливать кайт при малейшем намеке на неконтролируемый передоз, то это всегда безопасно и гарантировано остановит кайтера и не будет последствий. А то, что потом надо возится с отстреленным кайтом и не факт, что он быстро перезапустится, это уже проблемы ученика, главное снять ответственность с инструктора.

Так в чем же смысл системы обучения.

Как я уже сказал, то сам процесс обучения кардинально между собой не отличается между разрекламированными системами, получившими широкое распространение в мире, и кайт школами, не присоединившимися к ним. Качество и безопасность обучения определяется отношением руководства школы к этому, тоесть наем хороших инструкторов, а не лоботрясов и подход к процессу.

А основная задача систем обучения состоит в том, чтобы ученик мог проходить обучение у разных инструкторов, в разных школах и странах. Тоесть это выгодно тем, кто планирует много путешествовать и обучатся частями в разных странах. Для обеспечения такого обучения не обойтись без стандартизации отдельных моментов и формализации частей программы обучения. Тоесть начали учится в одном месте – вам отметили несколько галочек, пришли в другое место – инструктор посмотрел в вашу карточку и уже знает, с какого момента ему надо начинать. Без формализации программы и разбиения ее на мелкие части с дотошным описанием каждого пункта, новому инструктору нужно провести собеседование с учеником, определить его умения и т.д., а это вносит фактор субъективности и большей ответственности.

Впринципе, такой подход выгоден всем – каждый снимает с себя ответственность, как инструктор, так и школа, плюс хорошая реклама для школы.

Система  IKO – качество и безопасность обучения. Сертифицированные инструктора.

 Почему только IKO? Потому, что я лично стыкался только с ней, плюс вероятность обучатся в ней больше, чем в VDWS и др., так как она больше распространена и разрекламирована.

Есть мнение, что если вы идете к ИКО, то вы 100% попадаете к профессиональному инструктору. Но это хитрая подмена понятий, ведь нигде вы не встретите подобного рекламного лозунга или утверждения. Везде пишут и пропагандируют немного другую фразу, где «профессиональный инструктор» заменяется «сертифицированный инструктор», а это не одно и тоже.

Стать сертифицированный инструктором очень просто. Достаточно уверено вырезаться против ветра и контролируемо прыгнуть, но самое главное – иметь примерно 900$. Каких то специальных педагогических навыков или катального опыта не требуется, тоесть инструктора учат методам обучения по их программе и потом несложный экзамен. В понимании Ико сертифицированный инструктор – это обычный кайтер со знанием их программы.

Профессионализм в Ико определяется уровнем инструктора. После обучения и экзамена инструктор получает или помощника инструктора (если не исполнилось 18 лет кажется и еще что-то), или первый уровень. Здесь никакой гарантии, что вы попадете к хорошему инструктору. Конечно не все лоботрясы и есть много должных инструкторов-профессионалов, давно занимающимися обучением, но попасть  к профессионалу уже не 100%. Для присвоения второго уровня инструктор должен обучить кажется 50 человек и должен пройти год, не помню точно, но вроде надо еще один экзамен на квалификацию сдать. Вот при втором уровне инструктора вероятность попасть к профессионалу близка к 100%, пусть это будет 99%. Это значит, что инструктор со вторым уровнем выбрал себе профессию и постоянно находится «в теме» кайтбординга, а не просто получил на год бумажку сертификата и занимается в свое удовольствие. Потом еще через год можно получить третий уровень и тд.

Тем не менее, IKO и VDWS пока остаются единственным способом сравнивания профессионализма инструкторов, особенно при заочном приеме на работу в школу. Ведь так руководитель школы снимает с себя ответственность за не профессионалов, то есть если попался бездарь с сертификатом, то это проблемы Ико, а не школы.

Программа обучения IKO

Уровень

Начальный уровень / КАЙТБОРДЕР 1-ГО УРОВНЯ

Пояснения академического подхода

A-1

  • Соединить стропы и кайт.
  • Определять направление ветра.
  • Запускать пилотажный кайт и управлять им на краю ветрового окна как вверху, так и близко к земле.
  • Знать, как остановить тягу кайта в случае проблемы, расчековывая бар. Знать, что лиш безопасности кайта должен быть пристегнут всегда, перед запуском кайта  и до его приземления.

B-1

  • Посадить кайт  на сушу и обезопасить его.
  • Поместить кайт в положение от 9 до 3 часов на краю ветрового окна .
  • Запустить кайт с помощником, выбрав при этом правильный угол к ветру.
  • Пилотировать кайт в зоне тяги, без его падения.
  • Закручивать и раскручивать стропы, во время полета.
  • Посадить кайт при помощи помощника.

C-1

  • Пилотировать кайт, пристегнутым к трапеции, в том числе одной рукой.
  • Активизировать систему быстрой расчековки.

D-1

  • Выполнить "бодидраг" по ветру.

E-1

  • Повторно запустить кайт с поверхности воды.
  • Натянуть стропы  в воде и  вернуть кайт.
  • Выполнить самоспасение в глубокой воде.
  • Запустить кайт в одиночку с суши.
  • Определить  потенциальные препятствия для  ветра, создающие подъем  или падение потока.
  • Запустить кайт в одиночку с суши – я это категорически запрещаю вплоть до уровня эксперта

Средний уровень / КАЙТБОРДЕР 2-ГО УРОВНЯ

F-2

  • Определить, безопасно ли место для катания.
  • Настроить и проверить оборудование самостоятельно (кайт, стропы и планку управления).

G-2

  • Уйти от берега бодидрагом и вернуться.
  • Находясь в воде, переводить кайт из одного края ветрового окна в другое. Быть способным  менять высоту полета кайта.
  • Выполнить выше упомянутое упражнение, управляя  одной рукой.

H-2

  • Знать теорию старта из воды: расположение тела, доски и кайта.
  • Находясь в глубокой воде вставить ноги в петли доски и держать положение при поднятом кайте.

I-2

  • Встать на доску и начать движение при перемещении кайта вверх и вниз.
  • Пристегивать борд лиш самостоятельно.
  • Собрать 4-х стропный кайт в одиночку и проверить, что это должным образом сделано.
  • Активизировать  систему безопасности 4-х стропного бара (чикен луп, лиш)
  • Регулировать 4-х стропный кайт при использовании чикен лупа.
  • Регулировать тонкую настройку кайта, чтобы избежать залетания кайта назад  или регулировать мощность кайта.
  • Собирать кайт самостоятельно, уметь регулировать настройку кайта и потренироватся с отстрелом чикенлупа нужно еще до старта с доской, где нибудь в начальном уровне.
  • Интересно, Настроить и проверить оборудование самостоятельно не одно и тоже, что F-2?

Экспертный уровень / КАЙТБОРДЕР 3-ГО УРОВНЯ

J-3

  • Знать правила преимущества.
  • Уходить с берега и возвращаться на берег.
  • Знать правила преимущества нужно еще в первом уровне перед стартом с доской(так как очень редко обучение проходит отдельно от других кайтеров)
  • Скорее всего имеется ввиду приходить в берег в любую точку, куда снесет.

K-3

  • Использовать передний или задний кант, чтобы изменить курс.
  • Ускориться, кантуясь и перемещая кайт.
  • Остановиться закантовкой доски.
  • Быть способным держать кантование доски.

L-3

  • Уходить  от берега и возвращается в точку старта. Ходить против ветра.
  • Идти постоянно против ветра.

Лавировка это.

M-3

  • Подобрать в воде доску без лиша, используя бодидраг против ветра.
  • Кататься в обе стороны.
  • Кататься в свиче.
  • уметь бодидраг и подбирать доску без лиша - это первое, что нужно уметь еще до старта, иначе вас постоянно нужно спасать в среднем уровне
  • Кататься в обе стороны - а это не тоже самое, что в предыдущем пункте про лавировку?
  • Кататься в свиче(обратной стойке) намного сложней прыжка.

N-3

  • Знать теорию прыжка.
  • Выполнить небольшой прыжок и приземлиться.

 

Как видите, все подроблено на мелкие части и формализованы даже самые мелкие пункты. Вообще наличие огромного количества пунктов в программе субъективно кажется авторитетным и человек сразу видит, за какой огромный объем работы инструктора он так дорого платит. Разные школы пишут свою программу обучения, в которой пунктов может быть намного меньше. Но это не значит, что их не будут преподавать, просто большинство пунктов настолько малы и занимают очень мало времени или сил инструктора, что они просто группируются в более крупные пункты и подразумеваются в уме. Аналоги таких сгруппированных пунктов из таблицы IKO – A-1, B-1 и т.д. Да и называют их разные школы по-разному.


Как видно из программы, много пунктов включены не в то место, где они должны преподаваться. Но это не значит, что это не правильно и ученик чего-нибудь не доберет. Просто здесь и различие академического подхода и американского. При американском подходе, как видно из таблицы, если вы выполняете предстартовое положение и стартуете с доской(H-2), то вы еще не умеете подбирать доску без лиша(M-3). Формально подбирать доску без лиша вам и не нужно для выполнения старта, и после вам поставят галку за H-2. Но если вы потеряете доску, то либо она привязана лишем, либо вас спасут. При академическом подходе обучение ведется последовательно, тоесть здесь вы должны уметь подобрать доску перед началом разучивания старта, так как может случится все что угодно: порваться лишь, рядом не будет спасалки и т.д.

Конечно, я здесь цепляюсь за формальности программы, и на самом деле пункт «подобрать доску без лиша» идет вместе с G-2(Уйти от берега бодидрагом и вернуться.). Другими словами это  тотже G-2, но теперь с плавающей рядом доской. Тоесть, если вы умеете G-2, то сумеете и доску без лиша подобрать. Но тут же главное – расписать как можно больше пунктов, чтоб было солидно, и разнести их по разным уровням, чтоб тоже самое вам за двойную оплату рассказывать.

Что дает карточка кайтбордера для простого кайтера?

Насчет инструкторов мы выяснили, что это большой плюс для них и их будущих учеников. Какие преимущества дает удостоверение кайтеру, типа свободное катание на территории прокатов и легкий способ взять в аренду снаряжение, все знают. Но как практически это все работает. Так вот,  мне лично рассказывали друзья, как имеющие удостоверение, так и не имеющие. Вообщем 50/50. Кстати, мы говорим только о развитой загранице, так как у нас эти карточки ничего не дают. Я также имею ввиду гарантированные преимущества, а не программы лояльности конкретной школы-проката или продавца оборудования.

Один мой ученик доучился в Таиланде, где ему дали такую карточку. Потом он поехал в Испанию, на Тарифу. Ему отказали в прокате снаряжения несмотря на наличие у него удостоверения кайтбордера третьего уровня, и обязали взять час инструктора за 50 евро и показать свои умения. После ему давали в прокат с хорошей скидкой. Отличный пример недоверия к выданному сертификату просто в центре кайтбордига Европы. Таким же образом нужно просто подтвердить свои умения человеку, не имеющему сертификата. Такой принцип справедлив для всех прокатов, особенно конкурирующих систем обучения: приходите с карточкой VDWS на IKO-прокат и вас вполне вероятно не примут, как и наоборот.

Повторюсь, что я рассматриваю гарантированные преимущества удостоверения, то есть то, что будет 100% в любой точке мира. К сожалению, даже имея сертификат, 100% вы не получите преимуществ. Все определяется конкретной школой или спотом и их отношением к удостоверениям, но в большинстве случаев вы должны получить эти бонусы, за которые вы заплатили больше при обучении у раскрученных международных систем, возможно придется подтвердить свои умения."

источник http://www.kite.com.ua/kite/beginner/training/iko-vdws/

Вот еще одна статья:

VDWS сертификат

                    http://www.kiteboarding-club.de/eg-RU/kiteschule/schulung/vdws-kitesurf-lizenz.html

Чтобы просто кататься, официальное удостоверение обычно не требуется. Однако, на некоторых местах каталки, особенно в Европе. документы нужны. Обязательно Вам потребуется удостоверение во всех школах, где Вы захотите взять на прокат снаряжение. Лицензия подтверждает о том, что Вы обучены всем необходимым основам, контролируете кайт, можете его самостоятельно поднять и приземлить, вырезаетесь по ветру, а также умеете какие либо трюки.

Лицензия состоит из нескольких шагов (уровней):

Теория
Начинающие
Райдеры имеющие навык
Продвинутый уровень





Почитаем еще одно мнение на тему ИКО-неИКО. Вот что пишет девушка, которая сама инструктор:


Про IKO, кайтсерфинг и работу инструктором
источник http://kitedream.ru/?p=443 или тут http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=874&t=72855&start=1300

"Так уж меня воспитали, что коли занялся чем-то всерьез, занимайся этим по возможности профессионально. Да и полтора года жизни в дауншифте ради кайтсерфинга и последующее трудоустройство в качестве инструктора показало, что по ходу дела, это моя новая профессия, и судя по всему на время путешествий основной и единственный источник доходов.
Так что почесав голову, пошевелив мозгами, решила я таки легализоваться и в этом направлении. Никакого специального или спортивного образования у меня никогда не было, а махать дипломами о высшем образовании в этой профессии – ни к селу, ни к городу.
Так уж исторически сложилось, что единственная на данный момент международная организация сертифицирующая инструкторов по кайту (а также школы, центры и независимые пункты обучения) – это IKO (International Kiteboarding Organization) – жуткие монополисты (сертификаты аналогичных организаций в отдельно взятых странах признают, но и то не сразу, а после всякой там переэкзаменации и с уплатой взносов).
Денег за все это берут много: начиная от курса инструктора 1 уровня, заканчивая всякими взносами, аттестациями на следующий уровень, продажей карточек для студентов и прочее. Но, делать нечего. Ибо альтернативы нет, да и в Муи Не в кои-то веки решили провести курс обучения для инструкторов. Цена вопроса 700 евро, не считая дополнительной оплаты курса первой медицинской помощи и необходимости иметь права на управление моторной лодкой. (При этом медицинскую справку о здоровье никто не требует, что меня удивило, и тот факт, что ты уже работаешь инструктором никакого глобального значения не имеет).

И вот полезла я искать, что к чему, да как. Благо, Интернет позволяет нынче выудить информацию о чем угодно. Начиталась всякого про стандарты IKO и ужаснулась.
Согласно стандартам можно учить от 2-х до 4-х учеников сразу. (Не можно-то оно можно, только качество-то у нас какое будет?)
А еще икошники считают, что в среднем ученик тратит на обучение около 8 часов. Есть там такая процедура – учеников своих при выдаче им карточки регистрируешь (это нужно для учета твоей работы и последующей аттестации, например, на уровень 2). Так вот, инструктор 1 уровня должен обучить 160 часов минимум, но не менее 20 и не более 30 учеников. Таким образом, среднее время каждого ученика 6-8 часов. А в Муи Не подавляющее количество инструкторов учит индивидуально по тому же прайсу, что и икошники группой, и экспресс-курс, после которого человека можно выпускать на воду с оборудованием – 5 часов.
Вот сижу я и думаю, что если стану икошным инструктором, то карточку смогу выдавать только ученикам, которые часов шесть отзанимались? Иначе-то мне не выгодно. Или на европейский манер брать их группами и растягивать обучение на большее время (а иначе не выйдет – на воду-то не пойдешь одновременно со всеми).
А еще я поняла, что мало кто из замечательных вьетнамских кайтеров в ближайшее время сертифицируется – да на 700 евро тут год вьетнамец с семьей жить будет. И не будет бичбой с зарплатой в сто долларов (пусть он и разбирается в кайтсерфинге лучше меня) получать этот сертификат.
Жуть, в общем. Подумаю об этом по дороге на станцию. Ежели жаба не задушит до декабря отдать эту нереальную по местным меркам сумму (блин, очень не хочется ужимать бюджет январской поездки по ЮВА на штуку) – обещаю подробно рассказать, чему и как учат."