Главное меню
Кайты
Обучение
Начинающему 
Учебники
Методика
Ссылки
Трюки
История кайта
Обзор по СПб
Сноуборд
Обучение
Начинающему
Про учебник
Методика
Травматизм?
Упражнения
Ошибки
Книги и DVD
Ссылки
История
Инструкторам
Горные лыжи
Обучение
Начинающему
Для детей
Про учебник
Методика
Ошибки
Упражнения
Ваш уровень?
Физподготовка
Ссылки
Трюки
Книги и DVD
Инструкторам
Виндсерфинг
Что это?
Обучение
Начинающему
Ветер&??????
Учебники
Методика
Программа
Профи-уровни
Энциклопедия
Споты мира
Видео учебн.
Клубы
Трюки
Погода СПб
Обзор по СПб
Доски ССТ
Паруса ССТ
Ремонт досок

Как предотвратить травмы
при катании на горных лыжах или сноуборде

источник - сайт ski-school.ru

Травматизм и основы безопасного поведения на склоне при катании на горных лыжах и сноуборде

Е.А. Умрюхин, профессор, член-корреспондент РАМН, Институт нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН
П.Е. Умрюхин, кандидат медицинских наук, ММА им. И.М. Сеченова
А.Е. Умрюхин, кандидат медицинских наук, ММА им. И.М. Сеченова

Радость, ощущение полноты жизни, которые дают занятия горными лыжами нельзя сравнить ни с чем. Человек, испытавший удовольствие быстрых спусков, владения на склоне своим телом, полета в сверкающем снегу уже не сможет отказаться от этих ощущений никогда!

И все же нужно признать, что пугающая некоторых людей опасность травм и даже серьезных повреждений при спусках вполне реальна. Рассмотрим в данной статье причины травм и повреждений, их виды.

Понимание и знание некоторых причин травм может свести их риск практически к нулю. Причины травм можно разделить на две группы. К первой группе относятся субъективные причины, т.е. причины, связанные с психическим настроем и состоянием горнолыжника или сноубордиста, с его оценкой собственных возможностей при спуске, а также с учетом степени риска и выбора способа действий. Ко второй группе можно отнести объективные причины, то есть те, которые обусловлены состоянием инвентаря (лыж, креплений, одежды) и независящими от человека факторами (особенностями метеоусловий, снежного покрытия и рельефа, наличием препятствий и др. внешними условиями, сопровождающими спуски на лыжах). В свою очередь учет этих внешних условий также в значительной мере зависит от субъективных причин: опытности горнолыжника или сноубордиста его психического настроя. Эти две группы факторов теснейшим образом взаимосвязаны и переходят одна в другую. Однако чтобы сделать обсуждение проблемы безопасного катания на горных лыжах и сноуборде проще, мы попробуем их разделить и проанализировать по отдельности.

Часть первая: психологическая оценка риска при катании на горных лыжах и сноуборде.

Начнем рассмотрение с первой группы причин, а именно с субъективных факторов. Рассмотрим вначале один из наиболее важных факторов психического настроя горнолыжника - степень его осторожности. Степень осторожности, проявляемая разными людьми, в отношении катания на горных лыжах и сноуборде существенно различается. Крайние случаи этого качества это, поглощающий психику страх и с другой стороны это беззаботная самоуверенность.
Каждый человек, побывавший в местах катания на горных лыжах, видел и тех и других, хотя, конечно, таких, которые испытывают панический страх катания существенно меньше. Нужно сразу отметить, что и тот и другой крайний случай - и чрезмерная осторожность, и отсутствие ее - не способствуют безопасности спусков или успешному овладению техникой катания на горных лыжах или сноуборде.

Излишняя осторожность лишает горнолыжника уверенности в выполнении даже вполне освоенных приемов. Она сковывает мышцы. Страх превращает горнолыжника в неуклюжую статую испытывающую на склоне толчки и тряску вместо плавного полета. Скованные страхом мышцы обуславливают падения, растяжения и разрывы связок и т.д.
Однако и беззаботность, излишняя самоуверенность, отсутствие на склоне инстинкта самосохранения могут привести к неожиданному попаданию в чрезвычайно опасную ситуацию. Серьезные повреждения, вплоть до переломов позвоночника могут быть результатом таких ситуаций.

Очевидно, что для обеспечения максимальной безопасности и разумного риска при спусках горнолыжник и сноубордист должен уметь точно согласовывать свои возможности, свое владение техникой с внешними условиями, а также и состоянием своего организма. Утомление, недостаточное количества сна и другие факторы, среди которых следует особо отметить алкоголь, могут существенно замедлить время реакции, сделать ее менее точной и повлиять на возможность выполнения маневра на склоне, который при других условиях был бы выполнен легко. Немаловажно и то, что алкоголь существенно затрудняет критическую оценку, как собственных возможностей, так и внешних факторов.

Ниже мы подробнее остановимся на возможностях самонастройки и управления своим психическим состоянием для обеспечения максимальной безопасности и вместе с тем, получения максимального удовольствия от горных лыж или сноуборда. Но сначала давайте рассмотрим индивидуальные причины, обуславливающие различия в степени осторожности, проявляемой горнолыжником или сноубордистом при спусках.

Назовем несколько очевидных факторов, влияющих на индивидуальную степень осторожности, проявляемую различными горнолыжниками при спусках. Важнейшим фактором, определяющим степень осторожности, является опытность и владение техникой спуска, приобретаемые в результате правильного обучения и тренировки. В этом, решающая роль принадлежит обучающему инструктору или тренеру начинающего горнолыжника или сноубордиста. Опытный и умелый инструктор находит оптимальную стратегию и тактику обучения, предусматривающую оптимальный выбор шагов и ступенек нарастания трудности спусков. Обучающийся горнолыжник или сноубордист при этом легко усваивает технику спусков, не подозревая, что эта легкость обеспечивается огромным опытом и умением учителя принять во внимание и внешние условия, и индивидуальные особенности ученика. При таком обучении ученик приобретает ту легкость и успешность владения техникой спусков, которые обеспечивают прекрасное чувство владения своим телом, интуитивный и быстрый учет условий спуска, счастье снежного полета.

В то же время опытный инструктор демонстрирует и возможные трудности, которые могут возникнуть при спусках в разных условиях снежного или ледяного покрова склона, разной его крутизны и рельефа. Ученик приобретает адекватный уровень осторожности, не препятствующий легкому и успешному владению горными лыжами и в то же время, обеспечивающий необходимую безопасность на склоне.

Необходимо также более подробно остановиться на некоторых индивидуальных особенностях характера и психического расположения горнолыжника, которые проявляются и у новичков, и иногда у опытных горнолыжников и обуславливают возможность травм, переломов и других неприятных случаев на склонах.

Вспоминается Чегет, гора в Приэльбрусье, трассы на которой одни из наиболее трудных в нашей стране. Наиболее часто в неприятные ситуации попадают там новички, но иногда и опытные горнолыжники, причем, бывало, что и с тяжелым исходом. Почему тот или иной горнолыжник вместо удовольствия катания попадает на несколько дней, а иногда и недель, и месяцев в больницу, в то время, как подавляющее большинство продолжает наслаждаться захватывающими дух спусками? Риск? Случайность? Опыт подсказывает, что не только и не столько риск и случайность, сколько отсутствие должной оптимальной осторожности. Некоторые факторы, обуславливающие возрастание риска получить травму, легко учесть. Это и нарастание утомления, тяжести, а иногда и боли в мышцах в течение первых 3-5 дней катания, особенно у мало тренированных людей. Это, как уже упоминалось, и состояние склона, и соответствие условий катания инвентаря (лыж, креплений, одежды) и общего состояния организма. Иногда лучше день посвятить отдыху и затем несколько дней получать удовольствие на склоне, чем с жадностью, стараясь не пропустить ни часа катания, набирать усталость.

Среди более трудно учитываемых факторов, обуславливающих индивидуальную склонность к травмам, назовем и рассмотрим более подробно следующие:

  • амбициозность, желание выглядеть на склоне не хуже или даже лучше других;
  • эмоциональную доминанту успешности, вседозволенности, выражающуюся в ощущении - "Я проскочу!";
  • своеобразное "опьянение" радостью спусков, вызывающее притупление естественного чувства опасности.
Все эти три фактора при разной их зависимости от личностных особенностей горнолыжника имеют одну общую особенность. Эта особенность заключается в доминирующей, поглощающей психику, эмоции.

Эмоциональное доминантное состояние сужает восприятие, сужает диапазон учитываемых условий и факторов. Доминирует и поглощает все психические акты эмоция, направленная на один результат - спуск, во что бы то ни стало.

Такие доминантные состояния изучены выдающимся русским ученым академиком А.А. Ухтомским. Они глубоко присущи работе мозга. В реальной жизни они могут играть и положительную, но и иногда и глубоко отрицательную роль. Понимание механизмов доминанты позволяет найти ключ к овладению ей. Даже простое обращение внимания на то, что такие состояния возможны и проявляются в той или иной степени у каждого человека позволяет хотя бы иногда контролировать их. Почему бы при всепоглощающем желании вихрем промчаться по обледенелому склону, затмив всех промчавшихся раньше умелых лыжников, не остановиться на секунду и не оценить степень риска в сопоставлении с радостями будущих катаний и деятельности, которых можно лишиться в одну секунду?

Индивидуальные различия как раз и проявляются, в частности, в том, что у части людей такая остановка и переключение, хотя бы на мгновение, несмотря на доминанту, происходит автоматически, и они могут себя остановить в безрассудных ситуациях.

Другой тип характера проявляется, когда человек ведет себя согласно своему жизненному стереотипу в соответствующей ситуации и полностью подчиняется своей доминантной эмоции. Каждый горнолыжник может вспомнить о таких своих знакомых или даже друзьях, которые иногда даже после серьезных травм остаются при своем характере. Они бросаются вниз (или вверх - на парапланах, а теперь и самолетах) в упоении доминанты. В этом проявляется недостаточный сознательный контроль своего поведения.

Но как же научиться управлять собой? Методам и приемам такого управления посвящены множество трудов от коротких брошюрок из серии «10 способов понравиться шефу» до фундаментальных трудов, всеми признанных психологов. Подробное описание приемов и возможностей такого управления выходит за рамки данной статьи. Здесь же мы дадим простой рецепт развития у себя возможности остановки в тех случаях, когда это оправдано, импульсивного, обусловленного сильной эмоцией поведения. Приготовьтесь заранее, что обучение практическому его использованию потребует от Вас некоторых усилий, а также специальной тренировки, направленной на его усвоение в течение нескольких дней.

Рецепт этот основан на применении метода самонаблюдения. Для этого необходимо:

  1. Научиться сразу же после завершения катания отмечать в записной книжке или с помощью диктофона моменты своего поведения, которые можно характеризовать как импульсивный, эмоциональный выбор варианта действий. Например, «Очень хотелось проскочить с ветерком по крутому склону, ринулся вниз…» или, наоборот, «Страшно даже смотреть было вниз, и ковырялся с остановками после каждого пологого косого спуска на пологом склоне». Важно отметить те случаи, когда Вы реагируете на ситуацию без обдумывания, эмоционально, без сознательного предвидения различных вариантов реакций, их возможных последствий и без рационального выбора того или другого варианта.
  2. После нескольких дней такого самонаблюдения нужно просмотреть сделанные записи и выделить некоторые наиболее типичные для себя случаи эмоциональных, сознательно неконтролируемых типов действий. Далее можно их кратко обозначить условными словами или даже символами и задаться целью, отмечать подобные случаи непосредственно на склоне в виде кратких пометок.
  3. Еще через несколько дней посчитайте число таких отметок за каждый день.
  4. Две закономерности могут проявиться, как результат такого самонаблюдения. Первая - число случаев импульсивного эмоционального выбора варианта действий будет с течением времени уменьшаться. Вторая - в самых разных ситуациях, в том числе эмоционально насыщенных, будет все чаще само собой (непроизвольно) появляться осознание последствий выбора разных вариантов поведения. Осознанный же выбор даже иногда рискованных поступков может быть оправдан теми или иными целями и возможными их результатами.

Часть вторая: типы травм, наиболее частые при катании на горных лыжах и сноуборде.

    Говоря о травмах, наиболее часто встречаемых у катающихся на горных лыжах или сноуборде, можно выделить два основных механизма их развития. Первый связан с падениями лыжников при катании, а второй - со столкновениями горнолыжников / сноубордистов между собой и с различными препятствиями. Кроме того, существуют также обморожения, солнечные ожоги кожи и сетчатки глаза.

Начнем по порядку с первого: с падений. Всегда ли горнолыжники травмируются при падениях? Многие боятся падений, но все чаще из-за того, что, по их мнению, падения при спуске наносят ущерб их имиджу: раз падаешь, значит, не умеешь кататься. Это в глубине души, наверное, исповедуют все или почти все горнолыжники и сноубордисты. Конечно, к падениям приводят ошибки в технике спуска. Но, как ни странно, именно падения способны порой предотвратить травмирование горнолыжника или сноубордиста, если это падение предотвращает столкновение. Речь идет не только о новичках, которые не умеют остановиться иначе, как, только упав, скорее даже завалившись на бок, - такая фаза освоения горных лыж очень быстро проходит и сменяется фазой уверенного управления горными лыжами, когда человек может произвольно повернуть, погасить избыточное ускорение или остановиться. При этом постепенно увеличивается скорость спуска лыжника и, соответственно, нарастает кинетическая энергия, способная привести к травме. Соответственно, все зависит от способа погашения и направления действия этой силы при развитии экстренных ситуаций. Наилучшая ситуация - это когда кинетическая энергия гасится не резко и не приводит к неестественному перемещению частей тела друг относительно друга. Например, горнолыжник, упав на крутом склоне, скользит по гладкой снежной поверхности, его правильно отрегулированные крепления отстегнулись, освободив ноги, и горнолыжник, постепенно гася свою скорость, останавливается. Но такой “идеальный” путь при падении лыжник проделывает довольно редко. На его пути могут встретиться ямы, бугры и, следовательно, могут быть ушибы разных частей тела, чаще таза, бедер, головы, плеч, коленей. Ушиб головы с ушибом головного мозга называется сотрясением головного мозга и представляет серьезную угрозу для здоровья человека даже при быстро проходящих клинических проявлениях в виде легкой тошноты после травмы и/или кратковременной потери памяти на события, непосредственно предшествовавшие травме, то есть на обстоятельства падения и т.д.

При падении может произойти неестественное перемещение частей тела друг относительно друга, что может привести к растяжениям (по сути, частичным разрывам связок, укрепляющих суставы), разрывам связок и вывихам. Из наиболее частых травм этого разряда можно называть растяжения и вывихи плечевого и коленного суставов. И, наконец, самые тяжелые последствия - это переломы костей голени, рук, а также позвоночника.

Те же самые травмы могут развиться и без падения горнолыжника. В этом случае их тяжесть, как правило, существенно выше, так как вся энергия гасится исключительно за счет нагрузки на связочный аппарат суставов (главным образом, коленного) и кости голени. Речь идет о ситуациях, когда при движении горнолыжника лыжа или сноуборд попадает в мокрый тяжелый снег, в сетку заграждения склона или в другое препятствие. Второе условие такой травмы - это достаточно высокая скорость и несовпадение траекторий движения человека и "зажатой" в снегу или сетке лыжи или сноуборда. В таком случае освобождение ноги возможно лишь в случае правильно отрегулированных креплений: лыжа при критической нагрузке отстегивается, и все заканчивается испугом лыжника. Чего нельзя сказать о сноубордисте - зажатый сноуборд не отстегнется сам! Однако, нередко желание промчаться по склону так велико, что про регулировку креплений люди просто забывают и тогда, если они затянуты слишком сильно, лыжа в критический момент не освобождается и пострадавший горнолыжник получает растяжение или разрыв связок коленного сустава или еще хуже - винтообразный перелом голени. Нет необходимости останавливаться на том, что данный тип перелома относится к многооскольчатым со сложной линией перелома и соответственно при этом типе перелома крайне трудно сопоставление обломков костей и их сращение. Тут же следует отметить, что чрезмерно слабая затяжка креплений также нежелательна вследствие возможности их самопроизвольного отстегивания при спусках, что само по себе ведет к падениям в самый неожиданный и неподходящий момент. Вопросу регулировки креплений посвящено огромное количество статей в интернете (См., например, на сайтах http://www.skis.ru http://www.ski-club.org.ru и т.д.).

Заканчивая разговор в возможных травмах, получаемых при падениях, следует отметить их особенности при катании на сноуборде. Особенно при освоении техники катания на нем, наиболее часты ушибы коленей, таза - крестца и кистей, вследствие опоры именно на эти части тела при падениях.

Из других травм, получение которых возможно при катании на горных лыжах и сноуборде необходимо упомянуть всевозможные ушибы мягких тканей и переломы, которые могут быть следствием столкновений с другими лыжниками и препятствиями. Для того, чтобы избежать столкновения с другими лыжниками следует помнить одно общее, непререкаемое правило: в столкновении виноват верхний лыжник. Хотя следует тут же оговориться, что в каждой конкретной ситуации могут быть исключения из этого правила. Поэтому более верная его формулировка могла бы звучать так: «Будь предельно внимателен и ответственен за тех, кто находится ниже тебя по склону, однако не забывай и про тех, кто сверху». Так же надо помнить и о том, что каждый из лыжников своим поведением создает определенные условия для катания другим лыжникам. Поэтому, остановившись посередине склона, как минимум надо поскорее отойти на его край и в безопасное по рельефу место: в случае, если лыжник стоит в зоне, не просматриваемой сверху спускающимся горнолыжником, ответственность за возможный наезд на него лежит только на нем! А в практике горных лыж известно множество таких печальных случаев с трагическим исходом."

Как правильно падать

Получил травму при занятиях с инструктором..

Случается и может ли случиться такое? Да, горнолыжный спорт (да и многие другие виды спорта) являются потенциально опасными. Я обычно в качестве шутки рассказываю про шахматный матч с боксером. Шахматы безопасны, но получить шахматной доской по голове...

А теперь серьезно.
Инструктор должен проверить:
1.Регулировку горнолыжных креплений у ученика (встречающиеся варианты - взял лыжи у приятеля или родственника и не проверил).
2.Состояние склона, где будут проводиться занятия (состояние снега или технические засады типа забытого электриками ночью куска кабеля).
3.Травмоопасные предметы (длинные шарфы на шее, острые игрушки в карманах у маленьких детей и т.п.).
4.Ограничения к занятиям по здоровью у ученика (старые травмы коленей, позвоночника и т.п.).

Ответственность инструктора
Инструктор отвечает за свои действия во время занятий. Инструктор минимизирует риск получения травмы, но 100% исключить ее невозможно. Вина инструктора в получении травмы учеником должна быть доказана, возможно, если потребуется, то и в судебном порядке. Показания свидетелей, следы на снегу и записи камер наблюдения помогут установить истину.