Главное меню
Кайты
Обучение
Начинающему  
Учебники
Методика
Ссылки
Трюки
История кайта
Обзор по СПб
Сноуборд
Обучение
Начинающему
Пособие
Методика
Упражнения
Ошибки

Травматизм?
Книги и DVD
Ссылки
Инструкторам
Горные лыжи
Обучение
Начинающему
Для детей
Пособие
Методика
Ошибки
Упражнения

Ваш уровень?
Ссылки
Трюки
Книги и DVD
Инструкторам
Виндсерфинг
Что это?
Обучение
Начинающему
Ветер&??????
Учебники
Методика
Программа
Профи-уровни
Энциклопедия
Споты мира
Видеокассеты
Клубы
Трюки
Погода СПб
Обзор по СПб
Доски ССТ
Паруса ССТ
Ремонт досок
О профессии инструктора в России и мире
Обязанности     Обучение детей      Учебник инструктора (проект)   Как работает Лига Инструкторов
Словарь англ.яз. инструкторa Часть 1
      Словарь англ.яз. инструктора Часть 2
Методика на английском, лыжи
         Методика на английском сноуборд
Экзамены на курсах инструкторов
   Экзамен по технике    Экзамен по теории     Экзамен по методике обучения
Преподавательский состав на курсах
    Примерное расписание занятий на курсах
История горнолыжных техник и методик обучения в разных странах
История развития конструкции сноуборда и техники катания на нем

Справочник инструктора по горным лыжам и сноуборду



Методика обучения.Общие понятия

Работа горнолыжного инструктора

1) ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
2) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
3) УЧИТЫВАЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ
4) ЧТО ВЛИЯЕТ НА УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА
5) ЗАДАЧИ ИНСТРУКТОРА
6) ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
7) ФАКТОРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ОБУЧЕНИЮ
8) ФАКТОРЫ, МЕШАЮЩИЕ ОБУЧЕНИЮ
9) ОШИБКИ УЧЕНИКОВ
10)ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
11)ФАЗЫ ОБУЧЕНИЯ
12)ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

Полный текст лекции: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ тут (pdf)
Полный текст методички инструктора: тут
Методика обучения

Общие понятия:
Спортивная    педагогика    —    дисциплина,  которая занимается проблемами спортивного образования;
Методика преподавания - как систематично и методически грамотно обучать;
Спортивная методика   -  конкретное обучение, способы обучения, ступени обучения.
Методы обучения - взаимосвязанные способы работы преподавателя и учеников,
направленные на решение задач обучения. Посредством методам обучения достигаются усвоение учащимися знаний, умений и навыков.
Любой человек, в том числе горнолыжник и сноубордист, воспринимает мир с помощью ушей, глаз и телесных ощущений. В соответствии с этим выделяют три основные сигнальные системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую (ощущения). И хотя у каждого человека есть все три сигнальных системы, но развиты они по-разному. У кого-то лучше развита аудиальная система, у кого-то кинестетическая, у кого-то визуальная. Случается, что хорошо работают сразу две системы, три - очень редко.

В зависимости от ведущей системы всех людей условно делят на кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Визуалы: в основном воспринимают информацию через зрение. Можно сказать, что пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", напрямую относится к ним. В информации для визуалов прежде всего важен зрительный образ, его яркость и красочность. Если вы хотите, чтобы ваш клиент лучше усвоил ваши рекомендации по технике катания на горных лыжах, попробуйте передать ваши знания с помощью образов. Вообще в разговоре с визуалом стоит чаще употреблять выражения типа: "представь себе:" "выглядит так, как будто", "Похоже на". И конечно именно для визуалов ваша демонстрация техники катания важна прежде всего.

Аудиалы: Аудиалы, как вы уже догадались, познают мир через слух. Т.е. им важен звуковой ряд информации, то, как произносятся слова, четкая ли артикуляция у говорящего, каков тембр голоса (хотя это конечно важно и для визуалов и кинестетиков тоже.) Объясняя что-то, аудиалов лучше всего просить "послушать" вас, "послушать лыжи под своими ногами", "послушать снег". Так они скорее вас поймут.

Кинестетики: Что же касается кинестетиков, то им нужны, прежде всего, ощущения, ощущения тела, в любом их виде. Кстати, из трех групп, о которых здесь идет речь, именно кинестетики любят больше всех двигаться, ведь с помощью движений они получают новые ощущения. Они наиболее непоседливы и любят больше других подвижные игры, ощущения скорости и ритма. Если вам довелось обучать кинестетика, то, просите его "почувствовать": "почувствовать движение", "почувствовать свои лыжи", "почувствовать ритм движений", "ощутить, как давит ступня на ботинок" и т.д..

Кинестетик склонен к занятиям спортом и инструктор чаще других встретит именно его.

Методы обучения:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др.)
2) наглядные (правильный в методическом отношении показ упражнений и элементов техники, демонстрация, кино-видеоматериалы, плакаты, макеты)
3) практические методы - упражнения (строго регламентированные: целостные и расчлененные; игровой и соревновательный)
Во время занятий разбираться, кто находится перед вами - аудиал, визуал или кинестетик, конечно некогда, особенно если вы занимаетесь с группой. Поэтому было бы лучше, если бы в вашей речи встречались глаголы (или выражения) обращенные и к слуху, и к зрению, и к ощущениям человека. То есть было бы хорошо попросить своих учеников и "послушать", и "увидеть", и "почувствовать" то, что вы объясняете. И в зависимости от этого давать и задания, задействующие все сигнальные системы организма.

Пример:

задание для визуалов:
- представьте себе, что вы едете как Бенджамин Райх или как Коля Веселовский:
- представьте, что ваши лыжи режут ровную чистую дугу, а теперь попробуйте проехать по той дуге, которую вы себе мысленно нарисовали.
задания на слух:
- услышьте разницу в звуке резаного скольжения и звука проскальзывания лыж вбок:
- с закрытыми глазами угадайте, какие повороты совершает другой ученик на склоне:
задания на ощущения:
- проехать, обращая внимание на то, как изменяется ощущение давления ноги на лыжу в повороте.
проехать, ощущая ступнями неровности склона. Пусть посчитают в прямом смысле бугры.
Хорошо, если на безопасном участке склона вы попросите вашего ученика проехать немного с закрытыми глазами. Это также заставляет прислушиваться к своим ощущениям.

Сравните эти 2 видео http://youtu.be/4Cw_3MsmRQg   и   http://youtu.be/PoDTdwde1Aw

Подробнее об этом

В каждом человеке, кроме интроверта и экстраверта, можно выявить один из четырех основных типов характера. Это - кинестетики, визуалы, аудиалы и дискреты. Хочу заметить, что крайне редко попадается чистый тип, чаще двойной, смешанный, в котором преобладает какой-то один. Наиболее распространенный тип - кинестетики (40% населения), за ними идут визуалы (30%), далее дискреты (20%) и в меньшинстве - аудиалы (10%).

Визуалы — это люди, которые «видят» окружающий мир. У них обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Его принцип: "он меня не слушает, потому что не смотрит на меня". Визуалы очень хорошо чувствуют окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу "закрываются", скрещивая руки и ноги. Не терпят прикосновений и тем более объятий. Часто производят впечатление снобов, хотя это далеко не всегда так… Именно мужчина – визуал любит глазами. Для него главное – как женщина выглядит, насколько красиво ее лицо и пропорциональна фигура. Визуалы не могут работать без заранее разработанных схем. Приступая к работе они четко должны представлять себе стратегию. Визуалы любят наглядные пособия и грамотно оформленные отчеты. Талантливо систематизируя работу, эти люди умеют правильно распределять задачи между сотрудниками. Визуалы, как правило, не только лучшие специалисты в своем деле, они наиболее активны и лучше многих умеют использовать свою память, но им нельзя говорить "нет" и воздействовать на них криком. Аудиалы - это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его. Аудиалы - это люди-магнитофоны. Могут запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей. Но ни в коем случае нельзя прерывать их, т.к. они тотчас замолчат и более не будут с вами беседовать. Внешне аудиал может показаться человеком упрямым и надменным. Но это впечатление обманчиво, аудиал, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые вас всегда выслушать и помочь советом. Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лекторы. Кинестетики — «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства. Кинестетики любят посещать сауны, принимать горячие ванны и просто обожают, когда им делают массаж. После неприятного дня долго находятся в состоянии «выжатого лимона». Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только «избранных». Дискреты – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный. Дискреты, как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.

Дискрет - самый "необычный" ученик инструктора, он всегда найдет что спросить и иногда может потратить на обсуждение больше, чем на само обучение.

При обучении следует учитывать:

•   У ученика: пол, возраст, физическая подготовленность, уровень владения горнолыжной техникой и т.п. Возможные ограничения по здоровью, травмы, особенно важно выяснить это у родителей занимающихся у Вас детей.
•   У учителя - инструктора: категория, детский или взрослый, опыт работы и т.п.
•   Снаряжение: классические или карвинговые модели лыж, размер ботинок и длина лыж и т.п.
•   Склон или трасса: соответствующий или нет уровню владения горнолыжной техникой и выполняемому упражнению.
•   Условия катания: снежные, погодные, рельефные.

Что влияет на усвоение материала;

•   Внешние факторы: климатические и погодные условия, рельеф склонов, состояние снега, снаряжение, инструктор.
•   Внутренние факторы ученика:сила,выносливость, скорость,координация, возраст, пол.

Главные задачи инструктора при обучении

1. Улучшить основные физические возможности ученика - выносливость, сила, ловкость, баланс и т.п.;
2. Улучшение технических навыков ученика;
3. Создание дружеского микроклимата в группе;
4. Обеспечить безопасность клиентов, научить безопасному катанию;
5. Инструктор обязан визуально кататься лучше, чем ученик;
6. Инструктор должен уметь выбрать оптимальные склон, упражнения, темп занятий;
7. Инструкторы обязаны учить по единой методике, хорошо владеть ею;
8. Обязательно позитивно корректировать ошибки обучаемых;
9. Инструктор несет ответственность за своих учеников;
10. Каждый инструктор обязан хорошо знать трассы и склоны, на которых учит.

Принципы обучения:

1. От известного к незнакомому;
2. От общего к частному;
3. От простого к сложному;
4. Не делать слишком долго или слишком мало одно упражнение;
5. Усложнять упражнения постепенно, обучать в соответствии с методикой;
6. Перед каждым занятием делать разминку;
7. Повороты тренировать в обе стороны;
8. Усложнять повороты изменением скорости, радиуса, склона;
9. Объяснять и корректировать главные ошибки сразу, но не более 2-х  за один раз;
10. Разнообразие движений и упражнений в обучении.

Факторы, помогающие обучению:

• Снаряжение (современное)
• Правильно подобранные склоны (соответствующие уровню катания клиента)
• Подъемники (удобные, доступные)
• Оптимальная скорость движения
• Широкая постановка лыж
• Вешки любой формы
• Организационные формы обучения
• Небольшие группы
• Объяснение движений
• Корректировка ошибок
• Правильная демонстрация движения
• Визуальная помощь
• Психологическая помощь

Факторы, мешающие обучению;

• Плохая погода,
• Неудобная, холодная одежда,
• Несоответствующее снаряжение
• Плохо подготовленные, крутые склоны
• Усталость, страх, плохая концентрация (могут привести к травме)
• Скучное занятие
• Пассивность инструктора

Часто встречающиеся ошибки учеников:

1. задняя стойка
2. ротация корпуса
3. зажатость, скованность
4. наклон внутрь поворота
5. скольжение на внутренней ноге
6. опущенные руки
7. отсутствие вертикальной работы

Подробнее про ошибки лыжи и сноуборд

Исправление ошибок:

Исправляйте ясно, доступно для учеников, с позитивной точки зрения, не более 2-х  за раз (во время обучения сложно концентрировать внимание). Использование видеосъемки с последующим просмотром и разбором ошибок - ускоряет процесс овладения двигательным навыком.

Развитие всего спектра двигательных навыков и НЕОШИБКИ:



Формы организации групповых занятий:

1 . Инструктор едет первым, группа следует за ним:
Плюсы:  инструктор выбирает наиболее оптимальную траекторию движения, задает скорость движения
Минусы: инструктор не видит учеников, ученики  плохо  видят инструктора, за исключением тех 2-х 3-х, которые едут за ним .
2. Инструктор едет последним, группа впереди: Плюсы: инструктор видит всю группу,
Минусы: неоптимальная траектория, несоблюдение дистанции между учениками, нет контроля за скоростью движения, небезопасно.
3. Инструктор наблюдает снизу, группа спускается по одному:
Плюсы:  внимание уделяется каждому в группе, видит каждого
Минусы: затягивается процесс обучения

4. Инструктор  наблюдает снизу,  группа делится  на две колонны,  вниз спускаются одновременно два человека: Плюсы:      уменьшается время обучения Минусы:    может не заметить ошибки у учеников
5. Инструктор находится в середине трассы:
Плюсы:  внимание уделяется каждому в группе.
Минусы: затрудненно информирование учеников об ошибках

Фазы обучения:

1. Обучение
2. Совершенствование
3. Автоматизация движений
4. Переучивание (изменение техники, исправление закатанных ошибок).

Цель занятий:

Техника катания
Здоровье
Понимание учеником того, что он делает
Удовольствие от катания, отдых
Спортивный фактор
Радость от скорости
Природный фактор
Социальный фактор