Главное меню

Кайтинг
Техника катания

Ошибки в технике катания
и при обучении кайтингу.
Коррекция ошибок и устранение причин ошибок инструктором.
 

Причины ошибок:

Технические
Психологические
Физиологические
Неправильный инвентарь (кайт, доска/лыжи или другой снаряд скольжения)
Неправильный выбор условий обучения (ветра, волны или состояния снега зимой)

Технические причины - незнание, неумение, закатанные привычные ошибки.
Психологические причины - страх. Может иметь различные причины, иногда и объективные.
Физиологические причины - возраст и физподготовка человека будет влиять на технику.
Неправильный инвентарь - кайт и доска/лыжи могут помочь или помешать обучению.
Неправильный выбор условий обучения - они могут сделать невозможным или  опасным изучение конкретного приема или помочь освоить его.

Технические причины ошибок

Незнание и неумение
Все имеющееся время должно тратиться эффективно. Знание и понимание принципов и физики кайтинга способствует осознанному управлению кайтом и самим катанием.
Стойка
Стойка является важным элементом техники катания - она закладывает фундамент Вашей техники.
Неправильная стойка:
Как правило она напряженная, неуравновешенная и ненаправленная. "Понимание" поведения кайта позволяет расслабиться и уравновешивая его тягу эффективно преобразовывать ее в движение в нужном направлении. Хороший пример - яхта. Если киль большой, то экипаж яхты вися за бортом хорошо помогает ходу против ветра. Напряженная стойка мешает не только равновесию, эффективной загрузке кайта, но и мешает правильно отрабатывать неровности воды - волны.

В любом виде спорта действует правило  - смотрим туда, куда движемся. Голова повернулась, руки на планке, которая тоже при старте стала смотреть куда нужно, трапеция тоже под углом и человек поворачивается весь.

Правильная и неправильная стойка http://omskiteboarding.ru/news/2009-07-28-111



Я постараюсь подобрать примеры на видео и приведу их здесь
 

 Ошибки в катании


Психологические причины ошибок

Что именно должен учитывать инструктор при обучении:

Выявлены следующие группы опасений и страхов:
• бытовые - боязнь травм, ушибов,  и т.д., опасение убить кайт;
• фобийные - страх воды (утонуть), ветра, скорости и т.д.;
• "детские" - боязнь собственной неловкости, ожидание насмешек или поучений;
• социальные - некорректности инструктора, опасение потерять авторитет.
Эти страхи по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного возраста, пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать инструктор, чтобы уменьшить их влияние на учеников:
1.Выдать защитное снаряжение (шлем и спасжилет обязательны).
2.Выбрать безопасные условия (ветер, рельеф дна, трафик).
3.Продемонстрировать безопасность изучаемого приема. Отработать пользование страховкой ДО начала практики с кайтом. Отработать действия в непредвиденных ситуациях и убедиться в правильной реакции ученика на них.
4.Страховать при обучении. Я против групповых практических занятий на кайте у начинающих.
5.Застенчивого человека учить индивидуально, а не в группе.
6.Выявить причину стойкой фобии
Стойкий страх достаточно часто имеет под собой реальное основание. 



 
Физиологические причины ошибок
Здесь есть 4 части вопроса:
1.Ощущение своей физической формы и уверенность в себе помогают человеку справится со страхом и собраться. Мне нравится работать со спортсменами и вообще активными людьми. У них лучше и чувство равновесия и меньше вообще реальная вероятность получить любую травму. Их реакция на опасные ситуации быстрее и правильнее.
2.Сила, подвижность, гибкость, равновесие и скорость реакции у людей различны - инструктор должен учесть это.
3.Тип темперамента человека повлияет на организацию обучения:

• флегматики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений каждого из них. От инструктора требуется длительное и подробное объяснение, но в дальнейшем его постоянное присутствие не обязательно; активные периоды обучения могут быть длительнее, поскольку флегматики обычно обладают пониженной утомляемостью;
• сангвиники - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений каждого из них. Инструктор может не вмешиваться постоянно, тем не менее, желательно его периодическое внимание для своевременного исправления возможных ошибок; активные периоды обучения могут быть достаточно длительными;
• холерики - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений; необходимо постоянное возобновление ранее приобретенных навыков, т.е. повторное изучение элементов, освоенных в предыдущие дни. Инструктору необходимо убедиться, что все объяснения восприняты правильно; в дальнейшем требуется его постоянное присутствие и повышенное внимание к правильности выполнения; активные периоды обучения должны быть короткими, необходимы частые перерывы, во время которых желательно переключение внимания на вопросы, не связанные с обучением;
• меланхолики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений; необходимо повторное изучение ранее освоенных элементов с большим числом повторений. Необходимо постоянное присутствие инструктора, от которого требуется не только контроль за правильностью выполнения движений, но и постоянное поощрение; активные периоды обучения должны быть короткими, но во время перерывов переключение внимания нежелательно (хорошим вариантом короткого отдыха может быть изучение теоретических основ кайтинга).
Корректировка методики:
• флегматики - техника с сильными, но плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей или с постоянством усилий и их строгой дозировкой;
• сангвиники - техника с сильными резкими движениями и с менее строгой дозировкой усилий, их постоянство и выраженность ритма не имеют значения;
• холерики - техника с резкими движениями, без выраженной ритмической составляющей и дозировки усилий;
• меланхолики - техника с плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей. По некоторым данным, меланхолики часто обладают повышенной остротой мышечного чувства, что позволяет освоить очень тонкую и точную дозировку усилий, хотя, конечно, это требует большого времени.
Склонность к торможению (у флегматиков и меланхоликов) обычно сопряжена с замедленными реакциями. По-видимому, носители этих темпераментов могут испытывать сложности с изменением режима движения на кайте.. С другой стороны, склонные к возбуждению холерики и сангвиники иногда с трудом осваивают технику, требующую повышенной точности движений. Многочисленные исследования особенностей развития специфических двигательных навыков однозначно показывают, что в обоих указанных выше случаях успешность обучения оказывается выше у лиц, имеющих лучшую общефизическую подготовку.
4.Обучающийся чаще всего по-разному может делать симметричные движения - например повороты направо и налево. Это может быть связано с различным развитием полушарий мозга или несимметричными травмами (коленей, ног). Нужно акцентировать внимание человека на этом и начать с упражнений на "лучшую" сторону, а потом, после роста уверенности ученика переходить ко второй.

"Неправильный" инвентарь 

Инструктор должен проконтролировать правильность всего!! Особенно это касается сборки кайта. Неправильно привязанные стропы или какой-то недосмотр за пробкой на баллоне опасны. Ничто не помешает ученику привязать стропы неправильно при очередном выходе на воду, даже то, что он ВСЕГДА до этого не делал никаких ошибок.  Соответственно при обучении имеет смысл подбирать стропы к учебному кайте так, чтобы было практически невозможно что-то перепутать.

Неправильный выбор условий.

Выбор правильных условий для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение. Как выглядит типичный учебный кайтовый фильм - "вот мы взяли кайт и что-то делаем". Обычно почти ничего конкретно не говорится о том, как практически сопоставить силу ветра и размер кайта. Для самоучек это обычно приводит к 2 противоположным ситуациям - выходу на воду с кайтом в штиль или с гигантским кайтом в шквал или отжимную рванину. Инструктор из фильма, говорящий "а вот сейчас ветер дует от берега" не всегда упоминает о том, что у него под боком кайтстанция и спасательный катер! Неровный ветер тоже плохой вариант - кайт ведет себя нестабильно, может залететь сам в зону тяги или за голову, если он находился в зените. При снижении ветра ниже определенного минимума я обычно заканчиваю занятие - стоять в воде с нелетающим кайтом бесполезно. Кстати, это критерий оценки с берега работы инструктора - если инструктор в штиль стоит с учеником и кайтом в воде, это повод к размышлению. 

Касательно направления ветра - нужно всегда рассказывать о том, что направление ветра может измениться и если уехать дальше определенного места, то могут быть проблемы с возвращением к берегу, особенно если это мыс или остров.

Программа занятия сильно зависит от текущей силы ветра. На практике это приводит к тому, что за время одного 1-1.5 час занятия ветер меняется по силе несколько раз и это влияет на виды, последовательность и количество упражнений. При самообучении это реально сложно, то ничего не получается (ветер мешает), то вроде начало получаться, а потом снова нет.

Неправильный выбор условий. 

"Школа тигра" и "межгалактический университет кайта" :)

Из перечня выше видно, что станций много, не одна и не две. Школ еще больше. Школы есть тоже разные, некоторые работают по несколько сезонов подряд, много людей научено, косяков и травм по минимуму, оборудование учебное правильное, новое и специальное под обучение заточенное. Какие вопросы должны быть заданы при выборе кайтшколы:
1.Сколько лет работает школа
2.Стаж работы инструкторов
3.Какое оборудование используется
4.Страховка оборудования
5.Возврат денег при невозможности заниматься.
Особенно это важно, если сайт школы называется "межгалактическим союзом кайтинга" или "всемирной федерацией"...
Если Вам ответят - школа создана неделю назад, у инструкторов опыта работы нет, стажа катания тоже, кайты дырявые, старые и тщательно зашиты и при этом стоимость обучения равна средней по городу - ЗАЧЕМ ВАМ ТАКОЕ НАДО? Это как платная хирургическая операция, когда на тебе студенты-практиканты, которым рано еще быть инструкторами, практикуются за твои же деньги. Если оборудование не застраховано - вы сами заплатите за каждое случайное повреждение кайта или доски и если кайт старый, то рваться он будет просто так постоянно.

Кроме вышеперечисленного стоит выяснить, сколько инструкторов работает в школе, приехать посмотреть как они работают. Нежелательный вариант того, что Вы увидите на практических занятиях - 3 ученика падают, роняя кайты, а между ними носится один инструктор, пытаясь их чему-то научить. Даже ничего не понимая в кайтинге с берега можно оценить работу инструктора. Если кайт у ученика не летает совсем - варианты: слабый ветер, недоучился на берегу с пилотажкой. Если кайт летает, а ученик падает - слишком большой кайт, слишком сильный ветер или опять же сухопутный этап обучения недоотработан. Правильный вариант - с берега видно, что обучающийся справляется с управлением, делает какие-то упражнения с кайтом и если иногда роняет его, то вскоре снова поднимает его в воздух под руководством инструктора, который стоит с ним рядом.
Другой момент - работа инструктора предусматривает ОБЯЗАННОСТЬ заниматься обучением. Пример - приходят люди и говорят "мы занимались с инструктором, а теперь у него телефон отключен и с ним никак не связаться....." потом выясняется, что он просто бросил их и уехал на юг кататься на кайте. Достаточно безответственно.... Если кайтшкола, то инструктор на время сезона должен забыть про свои личные интересы или по крайней мере передать группу под начало другому инструктору.

Опять же не стоит вестись на самое дешевое обучение - не думаю, что Вы едите колбасу уцененную и порченые помидоры только потому, что они дешевые. Дешевое обучение редко качественно бывает. Или еще какие особенности имеет.
Например сейчас существует вариант учиться в некоммерческой кайтшколе, это дешево, но как это работает - есть неколько человек, кото
рые катаются и между делом иногда могут Вас поучить (если у них будет желание, свободное время и т п). Но деньги Вы заплатите вперед, те же 12000, что и в других школах, только без гарантии вашего обучения. Причем про их желание-нежелание это не я придумал, это у них на сайте написано дословно, буквально так "мы удовольствие получаем от катания и если завтра задует и у Вас выходной не обязаны все бросить и вас учить, если сами кататься не поедем специально ради вас не поедем".
Так что подумайте насчет некоммерческого дешевого сыра в мышеловке и покупке таблеток от жадности...